Бригада доблестного труда, 1942 год

В начале декабря 1941 года началась Московская битва: Красная Армия перешла в наступление под Яхромой, враг был отброшен от столицы. Непосредственная угроза захвата Загорска миновала. Наш город принимал раненых, выпускал военную продукцию, формировал и отправлял на фронт призывников и добровольцев, собирал деньги в Фонд обороны страны.

Испытание холодом

Зима 1942 года была снежной и суровой. В городе было холодно. Котельные, работающие в большинстве своём на подмосковном угле, из-­за закрытия шахт не обеспечивали теплом многие дома. Частные постройки, школы, детские сады и другие учреждения отапливались дровами из близлежащих лесов. Активную помощь в их заготовке оказывали старшеклассники. По грудь в снегу 11-­13­летние дети валили деревья, очищали их от сучьев, распиливали, несли на плечах до дороги и на санках увозили в замерзающий город. Была норма: каждый ученик за смену должен распилить с корня два кубометра дров.

Большинство эвакуированных военных предприятий Загорска в начале 1942 года приступили к выпуску военной продукции на новых площадках. ЗОМЗ делал перископы и прицелы за Уралом, в Томске. ЗЭМЗ выпускал автоматы ППШ в посёлке Вятские Поляны Кировской области.

Из воспоминаний участника Великой Отечественной войны Николая Александровича Никулина:

«В начале 1942 года в боях под Боровском во взвод, которым я командовал, прибыло новое оружие, в том числе и несколько штук ППШ. Так как бойцов было в несколько раз больше, чем автоматов, его выдавали, как награду. Получив новое оружие, солдаты разбрелись, чтобы его опробовать. Вдруг вижу, бежит ко мне боец и показывает выцарапанную на ложе надпись: «Привет из Загорска». С трудом сдержал слезы, ведь это была первая весточка из родного города».

Всё для Победы

Красная Армия нуждалась не только в стрелковом оружии, танках и самолётах, но и в транспортных средствах. Все грузовые машины, имевшиеся в организациях района, в первые месяцы войны были переданы в распоряжение военных. Из мобилизованных жителей формировались гужевые подразделения. Этот транспорт использовался для подвозки к линии фронта оружия, снарядов, продовольствия, почты, для доставки в госпиталь раненых.

Под лозунгом «Всё для фронта, всё для Победы!» работала и местная лёгкая промышленность. Меховая артель, артели «Красный швейник», имени Красной Армии, 20 лет РККА и др. шили военное обмундирование, тёплое солдатское бельё, телогрейки, стёганые брюки, рукавицы, полушубки. Трикотажная фабрика имени Розы Люксембург вязала тёплое бельё для водолазов, подшлемники, портянки. Загорск, как и вся страна, одевал и согревал своих солдат.

А ещё — собирал им посылки и сдавал последние сбережения или часть заработка на строительство танковых колонн и авиаэскадрилий. В сборе денег приняло участие всё взрослое население города и района. Отчисляли из зарплаты, вносили наличными, облигациями займов, ценными подарками. Всего за годы войны трудящиеся Загорского района сдали в Фонд обороны страны 42 миллиона 726 тысяч рублей. В том числе колхозники собрали 4 миллиона рублей на строительство танковой колонны «Московский колхозник», за что на имя секретаря Загорского райкома ВКП(б) Хромова пришла правительственная телеграмма, подписанная Главнокомандующим И. В. Сталиным.

В январе 1942 года население Загорска откликнулось и на призыв об оказании помощи жителям городов и селений, пострадавшим от немецких оккупантов. В фонд помощи пострадавшим было собрано 2456 разных предметов (одежда, бельё, посуда, утварь и т. д.).

Активистки ячейки МОПРа (аналога «Красного Креста»), 1942 год

Город­-госпиталь

На фронт шли посылки, а с фронта прибывали санитарные поезда с ранеными бойцами. Специально организованные отряды размещали их по госпиталям города и района. Жители помогали переносить носилки, оформлять документы. Многие женщины, видя, что санпропускники госпиталей не успевают обрабатывать окровавленное бельё, брали его домой, стирали, гладили, чинили и возвращали в госпиталь.

Раненым нужна была кровь. В Загорске появилось много доноров. Люди сдавали кровь, дежурили в госпиталях, помогали выздоравливающим писать письма, выступали перед ними с концертами.

В конце июля 1942 года после выхода 39­й армии из окружения, 21­-я дивизия, входившая в её состав, сосредоточилась в районе Загорска, где около трёх месяцев она пополнялась людьми и техникой. Пехотинцев разместили в бараках в районе Скобяного посёлка. А на проспекте Красной Армии в это время комплектовался медико­-санитарный батальон.

Нужны новые заводы

Потери на фронте были огромными. Почтальоны приносили в дома Загорска и окрестных деревень похоронки, которых становилось всё больше и больше. Причин гибели наших солдат было множество, одна из главных — нехватка вооружения. Нужны были новые заводы и рабочие руки. К станкам встали старики, женщины и дети.

По решению Государственного комитета обороны, весной 1942 года в опустевших корпусах эвакуированных на восток заводов Загорска началось создание новых оборонных производств. Созданному на производственной площадке ЗОМЗа предприятию присвоили номер 586. Задача была исключительно сложной: требовалось разработать технологию выпуска новых изделий, достать оборудование, инструмент, а главное — найти людей. В опустевшем городе рабочих оставалось совсем немного: большинство сражалось на фронтах, другие находились со своими заводами в эвакуации.

Первыми в промёрзшие, безлюдные корпуса завода пришли подростки. Для их обучения с фронта отозвали нескольких квалифицированных рабочих и мастеров. Работу начинали практически с нуля. Не было ни станков, ни инструмента. Прибывший из Москвы мастер Дмитрий Иванович Синельщиков вспоминал, как он вместе с ребятами ходил по свалкам: подыскивали более или менее пригодные верстаки, стулья и другие нехитрые вещи.

Трудностей было много. Одна из них состояла в том, что предприятия лишились поставщиков основных и вспомогательных материалов. Начальник ОТК ЗОМЗа Зиновий Львович Смолян вспоминал: «Вместо латуни детали стали делать из цинкового сплава, смотровые призмы вместо оптического стекла изготавливались из простого стекла, имеющего большое светопоглощение и зеленоватую окраску, использовались даже оптические детали из изолятора брака».

На заводе жили одной семьёй. Многие ночевали прямо в цехе, чтобы сэкономить силы для завтрашнего рабочего дня. Узнавали о гибели близких, утешали, помогали больным и слабым. В свободные часы дежурили по городу, ходили в госпитали помогать медперсоналу ухаживать за ранеными. Город жил и напрягал все силы для грядущей Победы.

Александр Дейнека, «Загорск, 1942 год»

Лидия Гирлина