Прикрывать своё лицо во время пандемии или нет — вопрос более­-менее решённый. Носить маску нужно, но с оговорками. Самое простое объяснение дают молекулярные биологи, рассказывая, какое количество заражённых частиц потенциально блокирует даже самый простой кусок ткани. Однако для большинства ношение медицинских масок имеет смысл только в замкнутых пространствах: даже МЧС уже порекомендовало на улице обходиться без них — воздух полезнее. И, конечно, маски нужно довольно часто, раз в два­-три часа, менять.

Первая необходимость

А где взять маски? Найти товар в аптеке — задача не из лёгких. «Бывают, но раскупают сразу», — коротко объясняет фармацевт за прилавком одной из аптек в центре Сергиева Посада, где от руки написано уже знакомое объявление: «Масок нет! Антисептика нет!»

К всеобщему ужасу, это не частная проблема реализации: средств защиты не хватает не только в розничной продаже, но и на оптовом рынке, где закупаются медицинские организации. Оказалось, что в стране (справедливости ради, не только в нашей) никто никогда не рассчитывал на такие объёмы их производства. ООО «Маски», один из крупнейших российских поставщиков из Санкт­Петербурга, «приветствует» всех на своём сайте вот таким сообщением: «В настоящее время медицинских масок в свободной продаже у нас нет, новые заказы временно не принимаются: все наши производственные мощности полностью загружены под обеспечение обязательств по ранее заключённым контрактам и договорам на поставку в аптечные сети и ЛПУ. Для приобретения продукции рекомендуем обращаться к другим российским производителям».

Медикам стараются помочь все. Предприниматели перепрофилируются (например, текстильные фирмы в Котельниках и Павловском Посаде) или делают пожертвования. Активизировались и общественные фонды: в частности,
23 апреля «Гуманитарно­-благотворительный фонд имени Александра Меня» оплатил закупку 3500 новых одноразовых костюмов для сергиевопосадской Районной больницы. Каждый, кто хочет и имеет возможность, может перевести средства в один из фондов поддержки: о сборе сообщили уже десятки организаций, например, «Созидание» и «Правмир».

Пока что силами граждан можно закрыть хотя бы часть потребностей. Но в качестве глобальной проблемы этим должно заниматься государство. Денис Мантуров, глава Минпромторга РФ, в эфире телеканала «Россия­1» 16 апреля заявил: «В конце месяца мы должны выйти на производство серийных масок. За сутки будет производиться около 7 миллионов средств индивидуальной защиты».

Цена за штуку

И маски в продаже, в общем­-то, появились. Но по такой цене, что невольно хочется отрезать кусок ткани от старой рубашки и вспомнить навыки кройки и шитья.

Например, в магазине FixPrice за упаковку из пяти штук просят 149 рублей (в аптеках сейчас в случае привоза продают 20 масок за 140 рублей, что и так вдвое больше, чем до пандемии). Во «ВкусВилле» 5 штук стоят 225 рублей! А на сайте Ozon упаковка из 30 штук стоит 1098 рублей, и это ещё самая лучшая цена.

Накрутка это или возросшая в разы стоимость закупки в связи с дефицитом — понять сложно. Государство попыталось контролировать вопрос постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 431 «Об установлении особенностей обращения медицинских изделий и ограничений на осуществление оптовой и розничной торговли медицинскими изделиями и о перечне таких изделий». Оно вводило максимальную стоимость на маски и запрещало их продажу организациями, не имеющими медицинских лицензий. Качество проработки документа можно оценить по сроку его действия — 10 дней. 13 апреля Мишустин сообщил о приостановлении реализации постановления. То есть сейчас цены никак не регламентируются, а значит, всё по Адаму Смиту: либо спрос упадёт, либо предложение увеличится. Чистая математика, ничего личного.

Вопрос к каждому

В бездушной макроэкономике всё же нашлось место индивидуальному. На волне спроса производить маски стали десятки простых граждан. «Я своим нашила, но продавать не стала, просто так раздала, — консультируемся мы с Татьяной Алиевой, создателем ярмарки рукодельных товаров «Арт­Штучки». — Всё, конечно, зависит от материала. Если из неопрена, то там сама ткань дорогая — получается что-­то около шестидесяти рублей за штуку. Если хлопковые «маски-­кармашки», куда можно вставлять салфетки как фильтры, то это рублей двадцать».

В данном сегменте, впрочем, себестоимость не критична: утилитарные одноразовые маски на продажу почти никто не шьёт, а цена формируется уже не столько материалом, сколько дизайном и просто тем, во сколько производитель оценит своё время. У местных умельцев (объявления дают в основном в Инстаграме) мы нашли экземпляры от 140 до 600 рублей.

С одной стороны, люди закрывают явную брешь в массовом производстве, а заодно решают свои финансовые вопросы (необходимость в этом сейчас никому объяснять не нужно). С другой — товар, конечно, существует не в самом приятном контексте, из-­за чего возникают обидные слова вроде «наживаются». Вопрос это дискуссионный, потому мы решили узнать, что думают о таких микропроизводствах жители Сергиева Посада.

ГЛАС НАРОДА

Юлия КАРПОВА: «Они всё делают правильно. Если нельзя купить в аптеке, то я не вижу проблемы, что они такую возможность людям дают».

 

 

 

 

Юрий КОРОЛЁВ: «Я в данном вопросе очень поддерживаю президента Турции Эрдогана, который запретил вообще любую продажу масок, а государство занимается их распространением бесплатно».

 

 

 

Анастасия ИВАНОВА: «Многоразовые маски  —  это в целом непрактично и неправильно. В любом источнике написано, что одноразовая маска имеет смысл только тогда, когда её меняют раз в два часа. Не уверена, что те, кто носят многоразовые, вообще их меняют или стирают. Ну а про продажу: это же дело добровольное — свободный рынок, захотел — купил, захотел — не купил».

 

 

 

 

 

Руслан ПАПИХИН: «Я сам такую взял. Мне кажется, что любая возможность купить маску, учитывая, что в аптеке их купить почти нереально, это полезно для самих людей, а не для тех, кто торгует».

 

 

 

 

 

 

 

Александр УЛЬЯНОВ: «Никаких проблем с такой продажей не вижу. Сомневаюсь, что на этом можно прямо нажиться, это же не большие какие­то партии».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материалы подготовил Иннокентий Майоров