В этом году исполняется сто лет с тех пор как судьба великого русского писателя Михаила Пришвина неразрывно связана с нашим городом. В 1926 году он приобрёл дом на Вифанской улице и прожил в Загорске (ныне Сергиев Посад) до 1937 года. Хотя сам писатель впоследствии покинул город, его потомки до сих пор живут здесь, сохраняя память о своём знаменитом предке. Сегодня мы расскажем об одном из них — правнуке писателя Иване Пришвине, который посвятил свою жизнь не творчеству, а благородному делу пожарной охраны.

Судьба старшей линии

Все потомки прозаика Пришвина ведут свою родословную от его первого брака с простой крестьянкой Ефросиньей Павловной Смогалёвой. Она родила Михаилу Михайловичу четверых детей, и именно от этой линии происходит Иван Пришвин. Его родословная восходит к младшему сыну писателя — Петру Михайловичу.

Пётр Михайлович работал зоотехником-селекционером в Пушкинском зверосовхозе. Там же в 1947 году родился Николай Пришвин — дедушка Ивана. По финансовым соображениям семья была вынуждена переехать в Загорск, на Вифанскую улицу, где в то время проживала Ефросинья Павловна — та самая первая жена писателя.

Иван своего дедушку не застал, но по рассказам родни знает, что Пришвины жили очень трудно. Пётр Михайлович по состоянию здоровья получил инвалидность. Его друг помог ему с устройством на работу, и он получил должность начальника Заболотского охотхозяйства. Семья переехала в деревню Федорцово, где находилась Центральная станция охотхозяйства. Больше они никуда не переезжали. Жили, работали, растили детей и внуков. Дом на Вифанской улице был продан, и теперь там живут люди, не имеющие отношения к писателю.

Там же, в Федорцове, родился и отец Ивана — Михаил Пришвин, названный в честь знаменитого деда. Наш герой не стал писателем, а выбрал профессию пожарного.

«Никакими литературными талантами мы, потомки, не отмечены», — отмечает Иван.

Огонь в крови

Есть люди, для которых работа — не просто способ заработать на жизнь, а призвание, страсть, образ жизни. Среди них особое место занимают те, кто ежедневно сталкивается с опасностью, рискуя собой ради спасения других.

Иван Пришвин — один из них, служит в пожарноспасательной части № 87 на Скобянке с 2018 года, куда пришёл сразу после армии

«Адреналин очень-оченьочень привлекает», — эти слова Иван повторил не раз во время нашей беседы. И это не просто фраза, а квинтэссенция его отношения к работе.

Ещё будучи в армии, Иван, по его словам, придерживался старины — писал письма домой, мечтая о будущем, где сможет применить свою смелость и решительность. В его планах был либо ОМОН, либо пожарная охрана. Судьба распорядилась так, что он оказался в пожарной охране, и судя по всему, ни разу об этом не пожалел.

На вопрос об опасных случаях Иван отвечает с присущей пожарным прямотой: «Да у нас все случаи, в принципе, опасные». И добавляет поговорку, которая, видимо, хорошо известна в их кругу: «Работать можно, но если пожар, хоть увольняйся». Это не означает, что пожарные боятся, скорее, это отражает осознание всей серьёзности и непредсказуемости их работы.

Один из самых запомнившихся случаев — пожар на ЗОМЗе, случившийся около трёх лет назад. Тогда Иван с ребятами поднялся на крышу, где происходило возгорание.

«Мы нашли очаг возгорания, но оказалось, что в рукавной линии, которая шла с завода, не было давления. Пока мы ждали свою рукавную линию, площадь возгорания увеличивалась на глазах. Хорошо, что рядом были другие здания, и мы начали уходить по примыкающим строениям. То есть, грубо говоря, мы зашли в начале завода, а выбежали в конце завода», — рассказывает Иван.

Запомнился Ивану и случай, произошедший в одном из домов на Скобяном шоссе.

«Приехали на вызов, — начинает Иван, его голос становится чуть тише, словно он снова переживает те мгновения. — Дым валил из окон, плотный, едкий. Мы сразу поняли, что ситуация серьёзная. Я вошёл в квартиру, ориентируясь на слух и интуицию в этом густом, удушливом тумане. И вот, в дыму, я нашёл его — человека. Он лежал на полу, почти без сознания».

Момент, когда пожарный обнаруживает пострадавшего, — это всегда смесь адреналина и сосредоточенности. Нет времени на раздумья, только действие.

«Наклонившись к нему, я понял, что он ещё живой, — продолжает Иван. — Он пытался открыть глаза, боролся. Это дало мне силы. Я вытащил его, передал парням. Они начали его откачивать, пока не приедет скорая, — вспоминает Иван. — Каждая секунда была на счету. И вот, наконец, приехала скорая, забрала его. Мужчина выжил. Вот ради таких моментов, когда спасаешь жизни, и стоит работать», — говорит Иван.

Дальше события развивались стремительно. Команда пожарных, работая слаженно и профессионально, вытащила мужчину на улицу. Там, под открытым небом, началась борьба за его жизнь. Но, к сожалению, в том пожаре всё же погибло живое существо. Собака.

Иван также упомянул и другой недавний, запомнившийся пожар — на рынке «Щедруха».

Пожарный, сварщик и отец

Профессия пожарного предполагает сменный график, что даёт возможность для подработок. Когда Иван не спасает жизни и имущество, он трудится сварщиком, а свободное время он посвящает спорту.

«Очень люблю спортзал, но с двумя работами и семьёй времени катастрофически не хватает. Тренируюсь только на работе — у нас есть тренажёры. К тому же, наше подразделение регулярно занимает призовые места в футбольных соревнованиях среди пожарных частей», — делится Иван.

Несмотря на все трудности, его главная мысль всегда одна: вернуться домой к жене и двухлетнему сыну. У Ивана есть и старший сын от первого брака, которому 10 лет.

Оба мальчика, когда вырастут, продолжат сергиевопосадскую ветвь потомков известного писателя Михаила Пришвина и будут изучать в школе произведения своего знаменитого предка.

Екатерина Белякова

Фото: Дамир Шавалеев