В дружественном Китае, согласно восточному календарю, наступающий 2026 год объявлен годом Красной Огненной Лошади. Не желая отступать от праздничных традиций, мы решили, что в предновогоднем «Краеведческом вестнике» невозможно обойтись без лошадей. Сегодня мы расскажем о съёмках фильма «Конёк-Горбунок» в окрестностях Загорска в 1940 году.
Самую первую информацию о съёмках фильма «Конёк-Горбунок» в окрестностях Загорска я нашёл, как это ни покажется странным, в фельетоне «С клеймом и топором», опубликованном на страницах газеты «Вперёд» 21 марта 1947 года. В нём шла речь о несанкционированных порубках в районе Птицеграда и Вифанских прудов, осуществлённых по указанию руководства Института птицеводства. В заметке имелись следующие строки: «До войны окрестности Загорска славились своей красотой, своей живописностью. Ежегодно к нам приезжали съёмочные группы различных киностудий. В Птицеграде снимали многие картины — «Конёк-Горбунок», «Василиса Прекрасная», «В поисках счастья»...»
«Конёк-Горбунок» — третий по счёту фильм легендарного режиссёра Александра Роу. И второй из тех, значительная часть которых была снята в окрестностях нашего города. До этого, в 1939 году, в Загорском районе проводили съёмки «Василисы Прекрасной».
К работе над «Коньком» детфильмовцы приступили весной 1940 года. В интервью газете «Вечерняя Москва» (21 марта 1940 года) автор сценария драматург Владимир Швейцер рассказывал: «Сказка «Конёк-Горбунок» — прекрасный материал для весёлого сатирического, содержательного по мысли и чудесно-фантастического фильма. В работе над сценарием я использую не только вариант сказки П. Ершова, но и другие многочисленные варианты. Опыт моей работы над сценарием сказочного фильма «Василиса Прекрасная» убеждает в том, что задача драматурга при переводе народной сказки на сложный синтетический язык кинематографа не может ограничиться только [буквальной] экранизацией, а заключается в создании нового — кинематографического — варианта сказки. Самое важное заключается в том, чтобы, не утеряв пленительной наивности народной сказки, возможно острее донести до зрителя её социальный смысл».
Да, сюжет фильма весьма отличается от самой сказки. В сценарии Владимира Швейцера, помимо Ивана, его братьев и Конька, фигурируют получившие имена царь Афрон, спальник Чихирь. Царь-Девица превратилась в Зарю-Заряницу, о которой поёт в прологе гусляр. Именно её должен по поручению царя добыть Иван. Центральные роли в ленте исполняли Пётр Алейников, Марина Ковалёва, Георгий Милляр.
Это — первый отечественный фильм для детей в цвете. Он был снят по двухцветной технологии, разработанной лабораторией цветных изображений НИКФИ десятью годами ранее. Жанр ленты можно определить как «лирическую скоморошину»: в ней полностью отсутствует эпическое начало, характерное для «Василисы Прекрасной» или созданного в годы войны «Кощея Бессмертного». Именно в этом жанре в послевоенные годы режиссёр Александр Роу будет создавать свои фильмы-сказки.
4 октября 1940 года газета «Вечерняя Москва» сообщила, что из подмосковного города Загорска возвратилась съёмочная группа студии «Союздетфильм», занимавшаяся созданием фильма «Конёк-Горбунок». В статье приводятся интересные факты. Например, избушка отца Ивана находилась на территории колхоза «Наугольненский». Там же, на колхозном ржаном поле, Иван ловил чудесную кобылицу. Съёмки погони Ивана за братьями осуществлялись на берегах водоёмов «некогда монастырских владений», то есть у Вифанских прудов. Для создания яркого ночного неба, под которым происходили события, был натянут огромный тент с изображением небесных светил, которые собирался считать, отправляясь в дозор, Иван. Много лет спустя, в конце 1950-х годов, этот же простейший спецэффект был использован во время съёмок фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки» в сценах охоты Чёрта за месяцем и полёта кузнеца Вакулы в Петербург.
Роль Конька в фильме исполнил цирковой шотландский пони по кличке Джером. Для съёмок лошадку гримировали: пристёгивали маленький горб и прицепля- ли лохматую гриву. Все остальные «чудо-кони», которых ловил Иван, также были «работниками» Госцирка, воспитанниками дрессировщика Константина Дмитриева. Особенно много хлопот было с белоснежной кобылицей бельнийской породы. В фильме ей следовало сделать перед Иваном «свечку», то есть встать на задние ноги, а она этого трюка не знала. Пришлось на ходу «додрессировываться».
В воспоминаниях современников существует легенда, согласно которой съёмки сцены «Ярмарка» также проходили в Загорске, в районе Кировки. К сожалению, это не так, ярмарку снимали под Ялтой, а в районе Кировки стояли декорации, оставшиеся от работы над «Василисой Прекрасной» в 1939 году. После Загорска дальнейшие съёмки «Конька-Горбунка» проходили в Крыму. Фильм вышел на экраны 31 июля 1941 года и имел колоссальный успех.

Александр Седой







