10 декабря православные христиане отметят праздник в честь Собора новомучеников и исповедников Радонежских — день, когда в 1937 году на Бутовском полигоне были расстреляны наместник Троице-Сериевой лавры преподобномученик Кронид и несколько человек лаврской братии и духовенства Сергиева Посада. Памятная дата внесена в официальный календарь Московской Патриархии по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в 2011 году.

ХХ век ознаменовался расцветом подвижничества и исповедничества по всей Руси и, в частности, в Троице-Сергиевой лавре и её окрестностях. С первых дней своего существования советская власть поставила задачу — полное и беспощадное истребление Православия. В годы лихолетья на Радонежской земле страдали за Христа не только насельники Сергиевой обители: многие люди в это тяжёлое время стремились под покров Преподобного, становились защитниками Лавры и её святынь — за это отдавали свои жизни.

Осенью 1918 года началась конфискация имущества, принадлежавшего Троице-Сергиевой лавре, а в начале 1919 года вышло Постановление Президиума Московского Совета о передаче монастырских помещений Отделу народного просвещения. В монастыре была создана трудовая артель.

В то же время в местной газете «Трудовая неделя» стали появляться клеветнические и хулительные статьи о Лавре, о мощах преподобного Сергия и возможности их вскрытия. В дни Великого поста 1919 года в Трапезном храме обители по этому поводу состоялось большое собрание верующих.

Наместник монастыря архимандрит Кронид произнёс речь, в которой призвал паству защитить от поругания священное место. Но несмотря на ходатайства верующих, вскрытие мощей Преподобного было произведено

Замысел власти сводился к тому, чтобы убедить верующих не поклоняться мощам. Однако число богомольцев, шедших на поклонение Преподобному, против ожидания властей лишь увеличилось.

10 ноября 1919 года Сергиевский исполком принял постановление о ликвидации Троице-Сергиевой лавры как монастыря. Ночью 3 ноября 1919 года в Лавре неожиданно был произведён обыск. Монахов вывезли в Гефсиманский скит, не дожидаясь даже принятия постановления.

30 мая 1920 года в обители было совершено последнее богослужение и в последний раз отзвонили колокола. После закрытия Лавры одни монахи проживали в Гефсиманском скиту, другие поселились в Сергиеве на частных квартирах. Архимандрит Кронид был оформлен старостой сторожей Лавры. Находившиеся с ним 43 монаха, сторожа музея, образовали так называемую «малую Лавру». Богослужения проходили в Пятницкой церкви на Подоле. К 1926 году оставленные при музее монахи были уволены и в мае 1928 года были закрыты и лаврские храмы на Подоле.

84 человека причислены к лику святых, включены в Собор новомучеников и исповедников Радонежских

Архимандрит Кронид продолжал оказывать поддержку инокам, заботился об окормлении духовных чад, фактически оставался главой закрытой Лавры. По его благословению около пятидесяти вернувшихся из ссылок и тюрем лаврских иеромонахов были назначены на приходы в окрестностях Загорска С 1935 года архимандрит Кронид стал быстро слепнуть. 21 ноября 1937 года он был арестован и заключён в Таганскую тюрьму в Москве.

Вместе с группой монахов, духовенства и мирян отец Наместник обвинялся в сохранении нелегального монастыря, поддержке находившихся в ссылках и тюрьмах и вернувшихся оттуда монахов Троице-Сергиевой лавры. 10 декабря 1937 года архимандрит Кронид был расстрелян на Бутовском полигоне и с ним ещё десять Радонежских подвижников. Среди них келейник архимандрита Кронида, находившийся при нём свыше 35 лет, — монах Георгий (Потапов), четыре игумена — Никодим (Монин), Гедеон (Черкалов), Азария (Павлов) и Ксенофонт (Бондаренко), причём последний только накануне вернулся из ссылки и остался переночевать у отца Кронида, четыре иеромонаха — Серафим (Крестьянинов), Иаков (Марочкин), Лаврентий (Насонов) и Гедеон (Смирнов), а также благочинный Загорского округа протоиерей Димитрий Баянов. Николай (Никодим) Михайлович Сычев, священник Виталий Лукашевич, иерей Алексий Быстрицкий и послушница Анна Андреевна Самойлова получили по десять лет исправительно-трудовых лагерей. Трое из расстрелянных — архимандрит Кронид, игумен Ксенофонт и иеромонах Серафим — ныне прославлены в лике святых.

В 1925 году в Сергиеве прошли аресты связанных с Лаврой лиц дворянского происхождения, переселившихся сюда после революции.

И уже в мае 1928 года здесь опять начались аресты. В городе было арестовано 80 человек. Основная масса заключённых были людьми так или иначе связанными с Лаврой. В список осуждённых попали семнадцать монахов, четырнадцать из которых оставались в обители на должностях сторожей музея, три профессора Московской духовной академии, восемь священнослужителей благочиния, церковные старосты и лица, охарактеризованные следственными органами как «активные церковники» (тринадцать человек), а также те, кто, видимо, чем-то не угодил местным властям.

Следующим крупным делом, напрямую затронувшим Радонежских исповедников, стало дело «Истинных православных христиан».

В марте-апреле 1931 года в Загорске, Клину и Сходне было арестовано более 120 человек. В «Загорскую ячейку филиала ИПЦ», по заявлению следствия, входило 22 участника

«Руководителями ячеек» были объявлены настоятель церкви в селе Малыгино Загорского района священник Иоанн Инюшин и благочинный Зосимовой пустыни иеромонах Мелхиседек (Лихачев). По этому делу был арестован последний строитель Гефсиманского скита игумен Израиль (Андреев). Отца Израиля приговорили к высылке на десять лет в Семипалатинск, где в 1937 году он был вновь арестован, затем расстрелян. Священномученики Иоанн Инюшин и Николай Аристов, преподобномученики Дионисий (Петушков) и Макарий (Моржов), иеромонахи Нафанаил (Алексеев) и Мелхиседек (Лихачев), мученики Пётр Юдин, ДмитрийШестерин и Игнатий Марков были расстреляны 10 июня 1931 года на Ваганьковском кладбище в Москве и захоронены в общей могиле.

К 1931 году относится и «Дело Хотьковского монастыря», по обстоятельствам ареста и характеру приговора сходное с делом «Истинных православных христиан». Большинство сестёр, работниц артели, образованной на территории Покровского Хотькова монастыря, получили разные приговоры: запрещение жить в шести основных городах и областях с прикреплением к определённому населённому пункту, выселение за пределы 100-километровой зоны от Москвы, заключение в исправительно-трудовые лагеря, высылка в Казахстан. Несколько монахинь были расстреляны.

Духовенство монастыря также подверглось репрессиям. Дальнейшая судьба многих из них до сих пор остаётся неизвестной. В начале января 1938 года была арестована ещё одна группа из пятнадцати человек, близких к архимандриту Крониду. Все проходившие по делу были приговорены к расстрелу.

В списке расстрелянных в 1937–1938 годах жителей Загорского района 78 человек. Большинство — священнослужители, монахи и монахини, преподаватели Московских духовных школ, а также немногие уцелевшие дворяне. Многие из них прославлены в лике святых, их имена включены в Собор новомучеников и исповедников Радонежских, во главе которого стоит наместник Троице-Сергиевой лавры преподобномученик Кронид (Любимов). Сегодня Собор включает 84 святых. Но уже сейчас известно, что в годы гонений и репрессий ХХ века в Сергиевом Посаде и его окрестностях за веру пострадало более пятисот подвижников.

Несомненно, дальнейшие исследования выявят новые имена. И мы получим возможность не только отдать дань памяти и благодарности святым мученикам и исповедникам, но и приобщиться их подвигу.

Иеромонах Пафнутий (Фокин)