Кто из нас не дарил подарочный сертификат или же не был получателем такого подарка? Презент, что ни говори, удобный и отчасти решает извечную проблему «что подарить». Но даже с сертификатом можно промахнуться: одариваемый может просто не нуждаться в таком товаре или услуге. Что же тогда? Подарок не состоялся? Совсем нет: подарочный сертификат можно обменять на деньги. Разбираемся, как это сделать и могут ли вам в этом отказать.

Когда подарок не в радость: реальные истории

Приведём недавний пример из практики Роспотребнадзора. Жительница Сергиева Посада получила в подарок сертификат на 2000 рублей в магазин женского белья. Однако, когда она пришла в магазин, оказалось, что цены слишком высокие, и на эту сумму невозможно было приобрести ничего достойного. Когда она попыталась вернуть деньги за сертификат, ей отказали.

В другом случае жительница округа получила сертификат на массаж, но при этом уже была клиенткой другого салона, где её обслуживал постоянный мастер. Сертификат остался невостребованным, и при обращении в массажный салон с просьбой вернуть деньги ей также отказали. Но обе женщины не отступили на этом этапе и обратились в Сергиево-Посадское отделение Роспотребнадзора.

Как рассказала Арина Акимова, главный специалист-эксперт Сергиево-Посадского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Московской области, ведомство регулярно фиксирует участившиеся случаи обращений граждан, столкнувшихся с отказом в возврате денежных средств за подарочные сертификаты.

Ситуация, когда подаренная карта или сертификат не может быть использован по назначению, а деньги остаются у продавца, становится всё более распространённой проблемой.

«К нам регулярно поступают вопросы от потребителей: что делать, если подарочная карта или сертификат не пригодились? Причины могут быть разными: от отсутствия подходящего товара в магазине до истечения срока действия. Ответ однозначный: по закону деньги за сертификат должны быть возвращены», — рассказывает эксперт

Слово за Верховным судом

После вмешательства Роспотребнадзора и вынесения предостережения магазину обеим женщинам деньги были возвращены. Однако в своём желании удержать денежные средства потребителей некоторые продавцы дошли до Верховного Суда Российской Федерации, но высшая судебная инстанция поддержала Роспотребнадзор и признала право потребителя на возврат денежных средств за ранее приобретённый подарочный сертификат (карту).

Как указал суд, к рассматриваемым правоотношениям по продаже-приобретению подарочных карт следует применять по аналогии нормы, регулирующие отношения договора розничной купли-продажи, при которых приобретение потребителем подарочной карты подтверждает внесение аванса и право на покупку товара в будущем, а, соответственно, в силу закона, аванс не может быть удержан продавцом. Эта позиция позволила эффективно защищать права потребителей, в частности бороться с практикой выпуска сертификатов с ограниченным сроком действия.

Ранее многие граждане жаловались на то, что их сертификаты «сгорали», а магазины отказывались возвращать уплаченные за них деньги. Теперь же, благодаря судебной практике, такие действия продавцов признаются незаконными.

Как вернуть деньги?

Если вы оказались в ситуации, когда подарочный сертификат вам не пригодился, не отчаивайтесь. Вот несколько шагов, которые помогут вам вернуть деньги:

• Обратитесь к продавцу. Первым делом, предъявите сертификат и попросите вернуть вам денежные средства. Объясните причину, по которой вы не можете воспользоваться сертификатом (например, отсутствие подходящего товара, истечение срока действия, или просто нежелание). Сохраните чек, если он у вас есть, так как он может понадобиться.

• Письменное заявление. Если продавец отказывается вернуть деньги, напишите заявление на имя руководителя магазина или компании, выдавшей сертификат. В заявлении укажите свои ФИО, контактные данные, информацию о сертификате (номинал, дата покупки, если известна), причину возврата и требование вернуть денежные средства. Приложите копию сертификата и, если есть, чек. Отправьте заявление заказным письмом с уведомлением о вручении или вручите лично под роспись на вашем экземпляре.

• Обращение в Роспотребнадзор. Если продавец продолжает отказывать в возврате денег, обращайтесь в территориальное отделение Роспотребнадзора. Предоставьте им копии всех документов: заявления, отказа продавца (если есть), сертификата, чека. Роспотребнадзор вынесет предостережение о недопустимости незаконного удержания средств.

А если дошло до суда?

В крайнем случае, если все предыдущие шаги не принесли результата, вы можете обратиться в суд с исковым заявлением о защите своих прав. В этом также поможет Роспотребнадзор

«Мы поможем бесплатно составить исковое заявление и будем участвовать в суде в их защиту, даже присутствуя на заседаниях. Мы предоставим заключение по делу и окажем юридическую поддержку в сфере защиты прав потребителей», — сказала эксперт.

Обращаться можно по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, Хотьковский проезд, д. 18, телефон: 8(496) 549-08-22, 8(496)539-04-66.

Екатерина Белякова