Это произошло 120 лет назад. Весной 1903 года в одном из номеров популярного журнала того времени «Нива» появился очерк «Знамя для буров». Речь в нём шла об инициативе жителей Сергиевского посада, имевшей международное значение.

В конце 1899 года в далекой Южной Африке началась Англо-бурская война. Английские войска вступили в боевые действия с отрядами буров — потомков голландских колонистов, жителей Республики Оранжевой реки (Оранжевого свободного государства) и Трансвааля.

Буры вызывали у россиян горячую симпатию. Они хорошо вписывались в традиционную мечту о «мужицком рае»: мол, поплыли мужички за море, нашли благодатную землю, а англичане на их волю зарятся.

Буров поддерживали и просвещённые классы. По всей стране пели трогательную песню на слова поэтессы Галины ГАЛИНОЙ «Трансвааль, Трансвааль, страна моя» — про маленького мальчика, сражавшегося вместе с близкими за свободу родной страны. А созданная по мотивам этого произведения рисованная открытка «За свободу» пользовалась необычайной популярностью.

Ополчение буров воевало храбро, не единожды нанося поражение регулярной английской армии. Во время одной из боевых операций, направленных против бронепоезда англичан, в плен к вчерашним крестьянам и фермерам попал даже будущий премьер-министр Уинстон ЧЕРЧИЛЛЬ.

Однако силы были неравны. Британские войска были великолепно вооружены. Помимо прочего, Англо-бурская война ознаменовалась применением запрещённых международными соглашениями разрывных пуль «дум-дум» и созданием концентрационных лагерей, куда англичане сгоняли мирное население. У военных историков она получила название «первая война нового типа».

В России интересы Трансвааля и Республики Оранжевой реки представлял священник пастор Генрих ГИЛЛОТ. Именно к нему обратилась группа жителей Сергиевского посада из общества Троице-Сергиевских хоругвеносцев. В те времена оно объединяло представителей местного истэблишмента. Хоругвеносцем мог стать только человек с достойной личной и деловой репутацией, отмеченный заслугами городской общественностью перед церковными приходами и Троице-Сергиевой лаврой. Достаточно отметить, что почётным хоругвеносцем был профессор Московской Духовной академии знаменитый историк Василий КЛЮЧЕВСКИЙ.

Храм преподобного Сергия в Южно-Африканской Республике

Инициатива хоругвеносцев заключалась в следующем. На свои средства они заказали знамя для сражающихся буров. На одной стороне был изображён преподобный Сергий Радонежский, благословляющий Дмитрия Донского, а на другой стороне — крест и надпись «Сим победиша». К этому дару монахи Трои ц е - Сергиевой лавры присовокупили несколько воздухов (квадратный покров для святых даров при литургии. — Ред.) также с изображением преподобного Сергия.

Дары привезли в Петербург. В прилагавшемся письме сообщалось, что духовенство и миряне Сергиевского посада молятся за буров и надеются, что эти дары дадут им благословение Преподобного. Принявший делегацию Гиллот принёс свои благодарности добрым христианам, но с сожалением констатировал факт, что передача даров в Южную Африку сейчас невозможна: побережье и все портовые города уже находились в руках англичан. Знамя и воздухи передали на хранение в один из храмов Петербурга (предположительно, на подворье Троице-Сергиевой лавры) «до водворения благоприятных обстоятельств».

Хотя бесценные дары и не достигли адресатов, всё это получило горячий отклик. После инициативы жителей Посада в Петербурге и Москве сформировался добровольческий медицинский отряд, который окольными путями через третьи страны отправился в ряды сражающихся буров.

Англо-бурская война закончилась поражением буров. Однако победители в итоге сохранили их государства, объединив их в Южно-Африканский Союз под протекторатом Британской короны. Сегодня это независимое государство ЮАР.

В общество хоругвеносцев допускались только люди с незапятнанной личной репутацией

 

Судьбы наших хоругвеносцев — участников этих событий, нам неизвестны. Возможно, многие из них сложили голову за веру в годы революционного «Красного террора». Неизвестна и судьба их даров. Но мы знаем, что сто лет спустя был освящён первый в Южной Африке православный храм во имя преподобного Сергия Радонежского. В сентябре 2000 года для его строительства приобрели участок земли в городе Мидранде, находящемся на полпути из Йоханнесбурга в Преторию. Автором проекта храмового комплекса стал архитектор из Санкт-Петербурга Юрий КИРС. В феврале 2000 года в ЮАР прибыл новоназначенный настоятель прихода иеромонах Филарет (Булеков), который начал строительство храма.

2 марта 2003 года митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в сослужении митрополита Йоханнесбургского и Преторийского Серафима (Александрийский Патриархат) совершил чин Великого освящения храма.

Алекс РДУЛТОВСКИЙ