Преображение Иисуса Христа пред учениками на горе Фавор. Икона, 1403 г., Спасо-Преображенский собор Переславля-Залесского

Это событие произошло незадолго до крестных страданий Спасителя. Христос берёт с собой на гору Фавор трёх ближайших учеников — Петра, Иоанна и Иакова. Там во время молитвы Иисус преобразился: лицо его просияло, как солнце, и одежды сделались белыми, как свет. И явившиеся во славе пророки Моисей и Илия беседовали с Ним об исходе, который надлежало совершить Христу во Иерусалиме.

Пробудившиеся же от сна апостолы увидели славу Его и двух мужей, сиявших с Ним. И когда те отходили от него, Пётр стал просить Христа сделать три кущи: одну для Него, одну для Моисея и ещё одну для Илии. Ибо так хорошо здесь было апостолам.

Когда же Пётр говорил это, явилось облако и осенило их, и устрашились, когда вошли в облако. И был глас из облака: «Сей Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте» (Лк.9.35).

И услышав это, ученики пали ниц и очень испугались. Христос же коснулся их и сказал: «Встаньте и не бойтесь» (Мф.17.7). После этого, подняв глаза свои, они не увидели никого, кроме Иисуса.

И когда спускались они с горы, Христос запретил им говорить о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мёртвых.

Событие, произошедшее на горе Фаворской, занимает совершенно особое место в череде евангельских событий. Поскольку Господь здесь открывает и для апостолов, и для всех нас Царствие Божие, пришедшее в силе. Как сказал Христос перед Преображением: «Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9.1).

На Фаворе Христос сияет, как солнце. Люди поклоняются Ему. Слава Божия освящает праведников. Вот оно, Царствие Божие, явленное на короткое время малому числу избранных. Это то, что ожидает в конце веков и времён всех тех, кто записан в Книгу Жизни.

Апостол Иоанн со временем станет свидетелем ещё более чудных откровений. Он увидит Небесный Иерусалим, о котором скажет, что «город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его и светильник его — Агнец» (Откр. 21.23).

В этот день Христос являет видимым образом Свою Божественную Славу, святость по человеческому естеству, показав вместе с тем, что Он — Всесовершенный Бог и Совершенный Человек.

Также Он показывает Свою власть над Небом и преисподней, призвав на гору Фавор пророков Илию и Моисея. Первый взят был живым на небо, второй разделил участь всех усопших людей.

Христос являет превосходство Евангелия над ветхозаветным законом. Моисей и Илия, ревнители закона, стоят перед Спасителем, как рабы перед Владыкой. В лице Моисея Христу поклонился закон. В лице Илии с Ним беседовали пророки. Оба они своим явлением показали, что Христос — податель закона и исполнение пророчеств.

Обращает на себя внимание и тот свет Божественной славы, которым просияло лицо Христа и пророков во время Преображения на Фаворе.

В XIV веке возник богословский спор о том, что это был за свет — тварный или нетварный. В итоге восторжествовала позиция святителя Григория Паламы, которая закреплена в догмате. Он писал, что ученики Христа «видели, и видели доподлинно, то нетварное и Божественное Сияние, тогда как Сам Бог пребывал незримым в Своей пресущественной Сокрытости».

И поскольку Он Сам освятил этим светом человеческую природу, то и каждый уверовавший во Христа, по учению Церкви, может также сподобиться своего личного преображения, восприняв нетварный, Фаворский свет. Безусловно, событие, произошедшее на Фаворе, превосходит всякую цену. Оно остаётся актуальным на все времена. Оно учит нас тому, в Кого же мы, собственно, верим, Кого называем Спасителем.

Христос является светом истинным, просвещающим всякого человека, грядущего в мир. И Фаворское сияние открывает, преображает и проясняет в нас надежду о будущем светлом Царстве.

И даже само изобилие плодов, освящаемых в этот день, говорит нам о сладости и радости, о богатстве и красоте грядущего Царствия Небесного, которому не будет конца.