Как это ни странно, единого мнения о том, когда именно в нашей стране стали отмечать Новый год, среди историков и краеведов нет. Одни полагают, что корни традиции уходят в XVIII век, другие говорят о дореволюционной эпохе начала ХХ века, третьи уверены, что праздник — исключительно советское детище. Вероятно, по-своему правы адепты всех трёх перечисленных версий. Однозначно же можно сказать одно: в привычном всем нам виде с ёлкой, Дедом Морозом и Снегурочкой Новый год пришёл к нам в конце 1930-х. А 1 января 1937 года в Московском Доме Союзов прошёл первый бал-карнавал отличников учёбы, открывший традицию главной ёлки страны.

Причина, по которой до большевистской революции Новый год в современном понимании в нашей стране практически не отмечали, проста: он приходился на время Рождественского поста, что в те годы имело куда большее значение, чем ныне. Попытки укоренить в России новогодние праздники предпринимались со времён Петра I, но явного и повсеместного успеха не имели. Во время же Первой мировой войны и вовсе случился идеологический казус: в 1915 году на всю страну через прессу прогремела история, случившаяся в Саратове, где немецкие военнопленные устроили в госпитале праздник с ёлкой. Сам император Николай II назвал это «вопиющим фактом», после чего следовать вражеской «немецкой» традиции запретили. Впрочем, ненадолго: как мы знаем, в 1917 году самодержавие пало.

Большевики же многое делали по принципу «всё наоборот». Запрет на праздник исчез, а канонические истории о том, как в 1919 году Ленин организовывал для детей ёлку в Сокольниках, впоследствии были известны в СССР абсолютно всем.

***

Подтверждение этим веяниям мы находим и в нашем городе. Так, 1 января 1919 года сергиевская газета «Трудовая неделя» (прямой предок газеты «Вперёд») опубликовала заметку «Встреча Нового года трудящимися». В ней говорилось:

«В первый раз у нас в России вообще, а в Сергиевском посаде в частности, трудящиеся всех профессий, как интеллигентного, так и простого труда, в дружной семье без различия социального положения встречают новый год».

Праздник был не семейным, а общественным. Вечеринку, как сказали бы сейчас, с распеванием революционных песен устроили в Доме профсоюзов (современный адрес — проспект Красной Армии, 136/2).

После этого традиция встречи Нового года худо-бедно просуществовала в советской стране ещё лет десять. Но к концу 1920-х годов празднование уже воспринималось как «буржуазно-поповский пережиток» со всеми вытекающими последствиями.

***

Всё внезапно изменилось в конце 1935 года после публикации в «Правде» заметки с заголовком «Давайте организуем детям к новому году хорошую ёлку». В ней говорилось:

«В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг неё детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны?»

Автором этих слов был Павел Петрович Постышев, на тот момент второй секретарь ЦК КП(б) Украины. Личность, увы, весьма неоднозначная, один из заметных организаторов и участников сталинского террора. Впоследствии он и сам попал в жернова этой страшной машины и был расстрелян вместе с женой в 1939 году.

Никита Хрущёв в своих мемуарах писал, что Постышев поднял вопрос о Новом годе на встрече с Иосифом Сталиным в Кремле. Предъявляя аргументы в пользу возвращения праздника, гость с Украины заметил, что это «была бы хорошая традиция и народу понравилась». После чего Сталин якобы ответил: «Возьмите на себя инициативу, выступите в печати с предложением вернуть детям ёлку, а мы поддержим».

После публикации в «Правде», случившейся 28 декабря, Новый год был резко реабилитирован, а партийные и комсомольские ячейки, недавно боровшиеся с «пережитками», стали предлагать идеи организации «нашей советской ёлки». Провести массовую встречу нового 1936 года уже не успевали, но работа, как говорится, пошла. И год спустя появились первые результаты.

Загорск и здесь не оставался в стороне. В декабре 1936 года на площади у Лавры установили праздничные декорации, спроектированные и расписанные художником Владимиром Соколовым. «Советские ёлки» прошли во всех школах, заводских клубах и Доме пионеров. Именно тогда новогоднюю ёлку повсеместно стала венчать пятиконечная звезда, а у Деда Мороза появилась «внучка» — Снегурочка.

Первые новогодние праздники по понятным причинам были довольно политизированными — время такое. В детских представлениях затрагивалась тема классовой борьбы, школьники приходили в костюмах красноармейцев, пограничников, ударников труда, героев-полярников и т. д. Но праздник всё равно оставался праздником, одним из немногих действительно детских, отчего он быстро прижился в обществе и вскоре стал всеобщим. Сегодня представить себе жизнь без Нового года совершенно невозможно. Да и зачем?

Александр ГИРЛИН