Принятие законопроекта о дистанционном обучении Госдума решила отложить до лучших времён. Народные избранники всех фракций решили, что уходить от классического формата образования в сторону дистанционного получения знаний преждевременно.

Депутаты то ли прислушались к родителям, которые «наелись» дистанционки прошлой весной и начали массово подписывать петиции против новых форм, то ли к здравому смыслу, осознав, что общество к таким новациям морально не готово. А, может, учитывали оба фактора сразу.

Претензий к удалённому образованию было много — «слева», «справа» и «по центру». Сторонников классических методик зум-технология не устраивала: учитель, смотрящий на ученика с экрана, практически полностью устранялся от воспитания. Современный российский педагог и без того имеет меньше возможностей повлиять на формирование личности, чем советский. А через интернет эта возможность сводилась едва ли не к нулю. Может, оно и хорошо, но только при условии наличия у родителей времени на воспитание.

Из этого вытекает второй минус дистанционки в нынешнем виде — падение качества образования. Весенняя практика показала, что покинувшие классы младшие школьники, как и среднее звено, лучше занимаются под контролем родителей, которых никто не вернёт на самоизоляцию.

Третий минус носит чисто технический характер. Родители и учителя скупили все запасы валерьянки из-за бесконечных проблем с программным обеспечением, интернетом и компьютерно-смартфонным «железом». И если школьников худо-бедно обеспечивали оборудованием для удалёнки, то педагогам приходилось это делать самостоятельно. Эти и другие недостатки дистанционного образования предстоит доработать и сгладить законодателям совместно с экспертами в ближайшее время.

КОММЕНТАРИЙ

Сергей ПАХОМОВ, депутат Государственной Думы:

Прежде чем выносить документ для принятия решения на заседание Госдумы, он должен пройти самое широкое общественное обсуждение не только в профильных комитетах парламента, но и в сообществе учителей, программистов и даже врачей, которые смогут дать компетентное мнение по поводу физического, психологического состояния здоровья детей. Крайне важно уточнить и возможность полноценного дистанционного обучения. Далеко не у всех есть средства организовать ребёнку необходимое рабочее место и выход в интернет. Некоторым семьям, у которых двое детей во время пандемии перешли на дистанционное обучение, пришлось потратиться на второй ноутбук или компьютер. Большинство многодетных семей в России, особенно в регионах, не могут обеспечить каждому ребенку в домашних условиях рабочее место для обучения. Поэтому сама система передачи знаний не должна зависеть от достатка ученика и его родителей, от проводов, интернет-трафика и тому подобных технических и социальных факторов.