Медаль «За труды по освобождению крестьян», 1861 г.

Начало строительства Московско­-Ярославской железной дороги совпало с отменой в 1861 году крепостного права. Для России, в которой значительную часть населения, особенно в центральных губерниях, составляли помещичьи крестьяне, это событие имело чрезвычайно важное значение.

< Император Александр II

Император Александр II подписал Манифест «о даровании помещичьим крестьянам прав состояния свободных сельских обывателей» 19 февраля, а две недели спустя, 3 марта, накануне обнародования Манифеста, отправил митрополиту Московскому Филарету (Дроздову), бывшему одновременно священно-архимандритом Троице­-Сергиевой лавры, письмо следующего содержания:

«Высокопреосвященный митрополит Московский и Коломенский Филарет. Зная пламенное усердие Ваше ко благу любезного нашего Отечества, я решился воспользоваться опытностью Вашею в делах Государственного Управления и призвал Вас к участию в составлении Манифеста о даровании помещичьим крестьянам прав состояния свободных сельских обывателей. Вы оправдали моё доверие. Составленный Вами проект Манифеста вполне выражал мои чувства и соответствует моим желаниям. Я утвердил его почти без изменений, и за составление оного изъявляю Вам мою искреннюю и глубокую благодарность. Радуюсь, что первый и самый главный акт, коим даруются помещичьим крестьянам новых прав, составлен старейшим Архипастырем нашей Церкви, которого красноречивое слово привык слушать и узнавать наш православный народ. Прошу Вас призвать благословение свыше на предпринятое мною святое дело...».

 

Из представленного текста видно, что автором знаменитого Манифеста был митрополит Московский Филарет — в определённом смысле один из виднейших жителей в истории нашего города. Филарет Московский был известен своей учёностью и красноречием.

Распоряжением Святейшего Синода Манифест надлежало «обнародовать прочтением в церквах». С этой целью во все приходские церкви и монастыри было разослано по экземпляру Манифеста. Обнародование надлежало совершать в церквах в первый же воскресный или праздничный день по получении документа. В городах Манифест следовало читать одновременно во всех храмах города.

По распоряжению митрополита Филарета в Сергиевском посаде Манифест обнародовали одновременным прочтением в приходских церквах, в Лавре и в подведомственных ей обителях 12 марта, сразу после литургии. Затем в церквах был отслужен благодарственный молебен с коленопреклонением о благоденствии императора.

В нашем городе Манифест непосредственно затрагивал 100 человек штатных служителей Лавры, а с семьями до 500 человек, которые, как представляется, по положению своему приближались к упомянутым в Манифесте «дворовым людям».

Напомним: штатными служителями Лавры были добровольно приписанные к ней государственные крестьяне. За небольшое казённое жалованье они обслуживали обширное монастырское хозяйство. Штатные подчинялись распоряжениям Собора священноначалия Лавры, подлежали суду Собора по не уголовным делам. Для выезда из Посада им требовался паспорт, выдаваемый канцелярией Лавры. При исключении из числа штатных они причислялись к местному обществу государственных крестьян.

Митрополит Московский Филарет>

Лавра старалась защищать своих штатных от попыток посадского общества привлечь их к мирским повинностям. Монастырские власти не отказывали им в материальной помощи, выручая с постройкой и ремонтом жилья, выдавая небольшие пособия малоимущим, помогая продуктами в случае повышения цен. Штатным и членам их семей гарантировались места в больницах и богадельнях Лавры.

В 1850­-х — 60­-х годах всему Сергиевскому посаду стали известны художники Малышевы. Штатные служители, они прошли курс наук в Петербургской императорской академии художеств и, получив дипломы, вышли из крестьянского сословия. Иван Матвеевич Малышев стал талантливым живописцем, отмеченным наградами императорских особ. Иван Алексеевич стал архитектором. Портал перед аркой Святых врат Лавры — первая его самостоятельная работа. Услугами И. А. Малышева неоднократно пользовались и власти Сергиевского посада. Начиная с 1764 года немало штатных служителей получили хорошее образование благодаря Лавре.

Каким же образом происходил вывод штатных служителей из-­под управления Троице-­Сергиевой лавры, и что сделало государство в обеспечение её интересов? Ещё в мае 1859 года «Главный Комитет по крестьянскому делу» вынес постановление о необходимости прекратить приём государственных крестьян в число штатных служителей монастырей России. Самих же штатных с их детьми Комитет предлагал «обратить в государственные крестьяне, подчинив их податям и повинностям наравне с сими последними, или же дозволить избрать другой род жизни».

Десятого июня 1861 года Святейший Синод, исполняя упомянутое выше постановление,  прекратил назначение штатных служителей при архиерейских домах и монастырях. К началу 1863 года штатные служители Лавры «оставили монастырскую работу». Одни записались в государственные крестьяне Морозовской волости, другие — в мещанское общество Сергиевского посада.

Зависимость штатных от Лавры прекратилась, но земля под их домами в шести кварталах Штатной слободы оставалась за Лаврой. В феврале 1863 года распоряжением митрополита Филарета дворовые участки были оставлены в собственности домохозяев «как уже оплаченные их службою Святой обители Преподобного Сергия». Штатных служителей на монастырских работах сменили наёмные работники. Для оплаты их труда государство стало ежегодно выделять Троице-­Сергиевой лавре 4640 руб.: 4000 на 100 работников в Лавре и 640 — на 16 работников в Спасо­-Вифанском монастыре.

Так закончилась почти столетняя история штатных служителей Троице­-Сергиевой лавры. Память о них в городе сохраняется в названии Штатной слободы, шесть кварталов которой стоят севернее Лавры за её Каличьей башней.

Константин Филимонов