Приветствуем вас на пороге нового десятилетия! Хотя, надо полагать, у тех, кто смотрел телевизор на этих затяжных каникулах, сформировалось стойкое ощущение, что сейчас где-­то 70-­80 годы ещё прошлого века.

По сложившейся традиции в пред­ и постпраздничный дни наши голубые экраны устраивают марафоны советских комедий. Классика, кто бы спорил, но даже классика может надоедать с годами. Приелась ли эта и есть ли какие­-то новые культурные закуски к салатам у наших граждан?

 

Локальная любовь

Сначала интересно, не устали ли телезрители от советских шедевров. Чтобы прояснить этот вопрос, мы вышли на улицу и спросили у прохожих, смотрят ли они классические фильмы ушедшей эпохи в праздничный сезон.

Большинство ответили положительно, причём разные поколения в этом солидарны. Вот, например, местные жительницы Надежда Артемьева и Татьяна Тарасова рассказали: «Да, конечно, смотрим. Вот вчера «Морозко» по телевизору шёл, вроде детский фильм, а ностальгия такая, что можно без конца пересматривать. Старые фильмы не надоедают, это сегодняшние смотреть не хочется». В качестве любимых люди называют уже упомянутые сказки и почти всё фильмы с Шуриком. Из интересного: никто ни разу не вспомнил традиционную для новогодней поры «Иронию судьбы».

Хотя нет, в паре ответов о ней сказали, но в негативном контексте. «Уже меньше смотрим, поднадоели, — особенно это касается «Иронии судьбы», — призналась другая прохожая Лариса Шабалина.

Если же брать в целом: наши люди советское ещё любят, хотя зачастую не могут выделить что­то одно, да и голод по новинкам явно есть — старое побеждает на фоне отсутствия внятных и известных альтернатив. Про киноэпопею «Ёлки», к примеру, никто и не вспомнил.

В поисках новой классики

Интересно, что федеральные исследования показывают немного иную картину. Тройка главных новогодних фильма, согласно опросу «Кино Mail.ru», данные которого приводит «Российская газета», выглядит так: «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», «Карнавальная ночь» и, внезапно, «Один дома» Криса Коламбуса (а вы говорите, у нас с американцами ничего общего).

Примерно схожим образом выглядят и топы портала Кинопоиск. Среди российской праздничной классики первая пятёрка по рейтингу: «Ирония Судьбы», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Морозко», «Чародеи» и «Карнавальная ночь». У зарубежной всё пободрее: начинается топ, конечно, с классики-­классик аж 1947 года «Эта прекрасная жизнь», вторая строчка за картиной «Один дома», а вот дальше (на третьем и пятом местах) стрельба и искры с новогодними огоньками — «Крепкий орешек» и «Смертельное оружие». Оба списка объединяет грустная дата — ничего свежее 1990 года.

Но есть и ещё один источник для поисков новой классики под ёлочку — торрент­-трекеры (сайты для бесплатного скачивания, существующие на полулегальном положении). У крупнейшего в России даже есть специальный праздничный раздел, где можно отследить, что наши люди скачивали больше всего. И тут лидеры куда интереснее: больше 148 тысяч скачиваний у фильма «Реальная любовь» 2003 года (мелодраматический альманах в рождественских декорациях), второй рекордсмен вообще нигде раньше не упоминался — «Отпуск по обмену» (опять же мелодрама про обмен одиноких дам антуражем под Новый год) скачали почти 116 тысяч раз. Здесь же можно упомянуть (скачали 35 тысяч раз, но всего за пару месяцев) совсем свежего, но уже «коронованного» критиками как рождественский шедевр «Клауса» (мультфильм, вышедший в 2019 году). Все три необязательны, но крайне интересны для просмотра, особенно если вы из тех, кто от Лукашина и заливной рыбы устали.

Отсебятина

Ну и пару фильмов под ещё не ушедшее праздничное настроение от редакции.

«Со мною вот что происходит» 2012 года сейчас переживает второе рождение, во многом благодаря интернет-­обзорщикам во главе с Евгением Баженовым, и совершенно заслуженно — фильм лучше всего подходит под определение новой русской классики со своей меланхолично-­праздничной атмосферой и умными диалогами от Виктора Шамирова.

«Шазам» 2019 года — неочевидное, но всё же праздничное кино, где переплелись мораль о семье, экшн в трико, хороший юмор и ёлочки на заднем плане. На самом деле фильм, помимо того, что праздничный, своей атмосферой без всякого нажима — глоток свежего воздуха в удушающем объёме комикс-­фильмов, которыми наводнили современный кинематограф.

А для тех, кого настроение покинуло вместе со сроком годности оливье, есть у нас и другие фильмы. «Плохой Санта» 2003 года — циничная, мрачная и полная чёрного юмора криминальная комедия про медвежатника, работающего под прикрытием магазинного Санта Клауса и сильным градусом алкогольного опьянения.

«Санта на продажу» 2010 года можно суммировать как издёвку над всем праздничным символизмом: эльфы тут — старые, страшные, голые старики, а Санта — плотоядный демон.

Удачного просмотра и начала новой декады!