В самом центре города в субботу случилось необычное — на несколько часов пропало электричество, начались перебои с водой. Люди вспоминали дорогу до ближайшего родника. Другие искали зёрна, чтобы размолоть их на жерновах и на огне превратить муку в хлеб. Самые прозорливые прикидывали, пора ли ставить дом — каменный или деревянный — и брались за инструмент. Но тут по широкой дороге прискакала конница, и мужчины ушли на войну. Ржание коней, стук наковальни, удары топора, переборы гуслей впервые за долгое время потеснили звуки машин. Так продолжалось несколько часов — ровно столько, сколько шёл фестиваль «Ратники преподобного Сергия».

Фестивалями реконструкции сегодня не удивишь: движение, похоже, на подъёме, праздников проводится много, но от остальных этот отличался размахом и разнообразием.

Впервые в таком объёме он занял целое поле у Дороги к храму. На траве расположились представители около 70 реконструкторских клубов из России и частнопрактикующие энтузиасты.

Одним из главных экспонатов дня стала изба — точь-­в­-точь как в деревне, без единого гвоздя, хорошо вписавшаяся в архитектуру, типичную для центров наших современных городов. Второй центр притяжения — большая огороженная прямоугольная площадка, куда несколько раз в день, как по часам, по сигналу рожка стягивались войска.

Площадка поможет

Третий объект, хотя и не настолько очевидный, как предыдущие два, — само поле. Прекрасный природный амфитеатр рядом с Дорогой к храму отлично подошёл для такого праздника. Как, впрочем, и для любого концерта или театрального представления.

Поле достаточно просторное, чтобы вместить все разнообразные «посольства старины» — от ратников до плотников, и в то же время вполне компактное, чтобы создать ощущение единого живого пространства и не идти слишком долго от точки к точке.

По пешеходному бульвару, соединившему проспект Красной Армии и улицу 1-­й Ударной Армии, прибывали всё новые зрители, и это ещё один бесспорный плюс площадки в самом центре города. Депутат Мособлдумы, сергиевопосадец Сергей Двойных уверен, что такие праздники помогают городу развивать тот самый событийный туризм, о котором всё чаще говорят в последнее время. Это направление, считает он, дополнило бы сложившиеся виды путешествий к Троице — потоки паломников и увлечённых историей и культурой.

Трогать можно или нет?

«Руками не трогайте! Где написано — руками трогать? Стрелы положите на место!» — через одинаковые интервалы выкрикивал один суровый реконструктор в зелёном кафтане.

Зрители не понимали: то ли перед ними музейные ценности, то ли специальные образцы, отданные на растерзание, — те самые муляжи мечей и стрел, которые можно трогать, поднимать, запускать, бросать.

Оказалось, первое. Реставратор готов пылинки сдувать со своих точнейших копий клинков. А клинки, как выяснилось, больше всего боятся именно отпечатков пальцев. Хотите верьте, хотите нет, убеждал хозяин оружия, но заляпанная нереставраторскими пальцами сталь ржавеет чуть ли не на глазах.

Другой реставратор, выпекавший хлеб, был более дружелюбен. Раскочегаривал свою, как он выразился, средневековую полевую кухню — глиняную печку на телеге. Под его руководством можно было пройти мини­курс пекаря. Например, размолоть зёрна на каменных жерновах.

Третьи — пара самостоятельных мастеров смальты, мозаики из битого стекла — также разрешали руками ощутить тепло старинной техники. «Только будьте осторожны, — предупреждали они, — это колотое стекло, можно порезаться».

И раздолье для тех, кому важны тактильные ощущения — настоящая средневековая конюшня. Можно было не только гладить этих животных, но и покормить сорванной травой. Как пояснили владельцы конной базы «Храброво» из Можайского района, лошадей специально готовят для уличных выступлений, и людей животные не боятся.

Стояли они смирно и, конечно, шум машин ржанием заглушить не могли. Но в чём­-то они явно обгоняли своих железных собратьев. Например, в зрительской любви и внимании.

Владимир Крючев
Фото Сергея Семенькова

Больше фото в галерее >>