Что для человека самое страшное? Наверное, немощь и одиночество. Многим трудно представить себя запертым в четырёх стенах, но для кого-­то квартира вынужденно становится единственным местом обитания, а социальный работникединственным человеком, с которым можно поговорить. В преддверии профессионального праздника тех, чья главная обязанностьпомогать пожилым людям и инвалидам, газета «Вперёд» познакомилась с социальным работником Анной Кузьминовой и её подопечными.

«Вы понимаете, куда идёте?»

Трудовой день у социального работника начинается в девять утра. Пока мы идём к Клавдии Пет­ровне, Анна рассказывает о том, как пять лет назад пришла в эту профессию: «У меня уже давно нет ни родителей, ни бабушек с дедушками. Папа мужа был ветераном войны. Десять лет он был лежачим больным, ухаживала за ним я. Дедушка был слепой, глухой, не ходил. Гигиенические процедуры, кормление, приём лекарств — всё это было на мне. Когда он умер, появилась возможность выйти на работу. У меня высшее экономическое образование, но работать с цифрами — это не моё. У меня хорошо получается ладить со стариками, ухаживать за ними».

Когда Анна устраивалась на работу, в управлении социальной защиты были приятно удивлены. Но вопрос «Вы понимаете, куда идёте?» всё же задали. Обязанности социального работника — не только сходить в магазин и аптеку, оплатить коммунальные счета, выполнить уборку в доме, но и медицинский уход: помыть, перестелить бельё, сменить подгузник. К такой работе многие бывают не готовы морально. Но Анну, с учётом её 10-­летнего стажа ухода за родственником, такие задачи не пугали.

Чтобы выполнить норму на полную ставку, у социального работника должно быть 16 подопечных. У Анны их 18. Одна из них — Клавдия Петровна, с ней социальный работник познакомилась в первый год работы. Женщины подружились. Именно к ней мы и пришли.

К каждому нужен подход

«Вот продукты. Всё, что просили по списку, чек лежит в пакете. Давайте сверим, всё ли верно», — эти фразы соцработник произносит каждый день. Но Клавдия Петровна за чеки не сильно переживает. Женщина живёт одна, близких родственников нет. Когда приходит Анна, с ней можно поговорить по душам, поделиться последними новостями, узнать как дела у сына-­школьника. Женщины садятся рядом, Клавдия Петровна обнимает Анну: «Я про такую службу узнала от племянницы. Она пользовалась услугами соцработника, но сама я долгое время отказывалась. А ноги сильно болят, наверное, старость, поэтому всё же обратилась за помощью в соцзащиту. Мне нужно, чтобы кто­-то ходил в поликлинику выписывать рецепты на лекарство и брал его в аптеке. Очень рада, что ко мне пришла именно Анечка. А в прошлом году на день рождения она мне календарь подарила с фотографией моей и мужа», — рассказывает пенсионерка.

Но такие дружеские отношения между соцработником и подопечной складываются не всегда. Бывает, что пенсионеры просят поменять им сотрудника: кому­-то не нравится, как он выполняет работу, кто­-то характерами не сходится. У нашей героини за пять лет работы таких случаев не было: «Я не волнуюсь, когда на участке мне дают нового человека. Если он слышит — хорошо, видит — отлично, а если ещё и ходит — совсем замечательно. Найти подход можно к любому. Мне с ними интересно, они делятся житейским опытом, а если это ещё и грамотный человек, от него можно узнать много полезных вещей. Конечно, характер у всех разный, нужно уметь подстраиваться».

23 километра в день

«Алло, Людмила Прокофьевна. Хлеб закончился? Сегодня зайду, я как раз от вас недалеко», — пока мы идём от одного адреса до другого, Анне позвонила подопечная и попросила купить буханку. Соц­работник обязан приходить два раза в неделю, но когда женщине звонят с такого рода просьбой, она не отказывает: «Я понимаю, что больше некому. Бывало, что и в выходные ездила. Например, бабушка одна в субботу сломала руку, а, кроме меня, у неё никого нет. Быстро собралась и примчалась, вызвала Скорую помощь, и поехали с ней в больницу».

Установив на телефоне шагомер, Аня высчитала, что каждый день проходит примерно по 23 километ­ра. В один и тот же продуктовый магазин она может заходить по восемь раз на дню. Соцработник рассказывает, что сначала в местном супермаркете на неё смотрели с подозрением, но когда узнали, что покупка продуктов — часть её работы, удивляться перестали. Вкусовые предпочтения своих подопечных соцработник знает наизусть: кто и какую марку молока любит, какие яблоки кому больше нравятся. Плоды она выбирает как себе, осматривая каждую ягоду, каждый фрукт. Бывает, что продукты приходится фотографировать: «Многие годами не выходят из дома, забывают, какие существуют овощи и фрукты. Я всё снимаю на телефон, а потом им показываю и рассказываю. А они уже выбирают то, что им хочется. Кошелёк давно перестал быть моим, в нём постоянно чужие деньги», — рассказывает соцработник.

С пакетами, полными продуктов, каждый день приходится подниматься на 4­-5 этажи — в основном пожилые люди живут в пятиэтажках без лифта. Людмила Прокофьевна, которой нужно занести хлеб, тоже живёт на 5 этаже. Поблагодарив Аню, пенсионерка шлёт ей воздушный поцелуй, просит выбросить пакет с мусором и говорит, что уже очень ждёт, когда она планово придёт к ней.

Остальные продукты мы несём Анне Прохоровне: «Уже два года она пытается меня наставить на путь истинный, она очень религиозна. Главное, чему она меня научила, — никого не осуждать. Я её наставления часто вспоминаю, сразу успокаиваюсь, и на душе становится легче». Пенсионерка, сверив чеки, предлагает рассчитаться за услуги. Соцработник предоставляет квитанцию за услуги и просит расписаться. Потом всё это вместе с отчётами она отвезёт в управление социальной защиты. «Анна Прохоровна, я сейчас освобожусь и мы с вами займёмся оформлением документов в Фонд социального страхования. Вам же нужен стульчик?» — напоминает Анна. Недавно пожилой женщине соцработник помогла оформить инвалидность и получить индивидуальную программу реабилитации. Ходунки соцработник уже нашла и привезла, а вот стул-­туалет нужно ещё получить.

«Двери не открывать!»

Последняя в списке подопечная, к которой Аня может пойти вместе с нами, — Юлия Николаевна. Остальные в плохом состоянии и требуют медицинского ухода, поэтому из этических соображений в гости мы не напрашивались.

Юлия Николаевна — труженик тыла, для этой категории пенсионеров и для ветеранов Великой Отечественной войны услуги социального работника бесплатны. Для остальных пенсионеров стоимость обслуживания на дому зависит от размера пенсии и количества необходимых услуг.

К Юлии Николаевне Анна тоже пришла в первый год работы. Сейчас соцработник часто сама звонит пожилой даме и спрашивает, как дела, потому что доверчивая пенсионерка несколько раз попадалась на уловки мошенников. Один раз отдала крупную денежную сумму. Несмотря на обращение в полицию, следы аферистки найти не удалось. А в другой раз открыла дверь двум молодым людям, которые сначала попросили подписать какие­-то бумаги, а потом нагло стали искать в квартире деньги. После того как Юлия Николаевна нажала на тревожную кнопку, установленную на мобильном телефоне, который выдали в управлении соцзащиты для экстренного вызова полиции и Скорой помощи, мошенники ушли.

Теперь к двери прикреплена бумажка с надписью «Дверь не открывать», а в сервант вставлена памятка от социальной защиты, где указан мобильный номер соц­работника и заведующего отделом.

«Часто моим подопечным бабушкам и дедушкам не хватает простого человеческого общения. Конечно, мы оказываем большую помощь по дому. Но ведь важно не только это, главное, чтобы человек не чувствовал себя одиноким», — подытоживает нашу рабочую прогулку Анна Кузьминова. Попрощавшись, она отправилась кормить пожилого мужчину — он ждёт её к определённому времени, поэтому опаздывать нельзя.

Евгения Кинтушева

Фото Сергея Семенькова