В справках из Районной больницы о поступивших больных за неделю, каждый раз обращают внимание на большое количество травм у детей в возрасте до 3—5 лет. С какими видами травм чаще всего маленькие сергиевопосадцы попадают в детскую хирургию, мы узнали у заведующего отделением Вадима Шапошникова.

Ежегодно по данным Всемирной организации здравоохранения от различных травм в мире гибнут 850 тысяч детей. На первом месте причина детской смертности ДТП, затем падение с высоты, ожоги, отравления и попадание инородных тел в дыхательные пути или желудочно-кишечный тракт. «У нас дети не гибнут, мы этого не допускаем», — заявляет Вадим Шапошников.

 

«Отвлеклась, а он упал»

Примерно так звучит рассказ большинства мам о том, как ребёнок получил черепно-мозговую травму. И это не значит, что мамы не следят за своими детьми. К сожалению, иногда достаточно нескольких секунд, чтобы малыш «полетел».

«Ребёнок ударяется головой о поверхность — перелом кости, отёк головного мозга, дальше может быть ухудшение состояния. Если ребёнок просто поплакал, но появилась шишка, родители не обращаются за медицинской помощью, а вот когда эта шишка не сходит 3-4 дня, идут в больницу. Врачи делают рентген, он показывает перелом кости, и ребёнка госпитализируют в реанимацию. А дальше зависит от степени сложности перелома. Если он сложный — всех детей мы госпитализируем в ведущие клиники, у нас есть с ними договорённость», — рассказывает заведующий детской хирургией.

За 2017 год на лечение в Москву с различными тяжёлыми черепно-мозговыми травмами транспортировали 25 детей, с сотрясением головного мозга в РБ поступили 182 ребёнка. На днях на лечение в столицу отправили 14-летнего подростка. Во время драки он получил множественные травмы лицевой части черепа, перелом клиновидной кости. Перевозить детей помогает специальный транспорт медицины катастроф .

Врач считает, что даже если у маленького ребёнка нет явных признаков черепно-мозговой травмы, таких как рвота, потеря сознания, головокружение, всё равно его нужно показать специалисту. Лучше приехать в травмпункт, потому что если травма всё-таки есть, помощь будет оперативной.

 

У меня болит живот

Огромное число детей поступает в детскую хирургию с жалобами на боли в животе. Чаще всего после того, как врачи снимают спазмы и боли, ребёнку становится лучше и на вторые сутки мамы уходят из больницы под расписку. Заведующий детской хирургией Вадим Шапошников считает, что хотя бы 3-4 дня надо полежать в отделении, чтобы врачи смогли провести полное обследование и поставить диагноз, от чего и почему у ребёнка живот болел. «Если болит живот, не давайте обезболивающее. Лучше привезти в больницу или вызвать скорую. Острый аппендицит «надевает маску» других заболеваний и может маскироваться под запоры, колиты, ОРВИ», — предупреждает хирург.

 

«Он съел батарейку»

«Ты представляешь, Саша съел батарейку. Хотел быть как Фиксик, — позвонила я знакомой узнать, как у неё дела и услышала страшную историю. — Ну, что дальше... Поехали в приёмное отделение, нас положили в детскую хирургию, поили вазелиновым маслом, а на следующий день повезли в МОНИКИ. Там батарейка вышла сама, ловили потом в горшке», — закончила историю Настя.

Её ребёнку на тот момент было почти пять лет, он сам сказал маме, что съел батарейку. Засунутые в носы и уши инородные предметы извлекаются при помощи ЛОР-врачей в нашей больнице. С несложными случаями, когда предметы попадают в пищевод, в РБ справляются самостоятельно при помощи детского эндоскопического центра. «Вот буквально вчера у двухлетнего ребёнка вышел рубль, мама нашла в горшке. Но это не опасный случай. Мне запомнилась история, когда малыш проглотил чупа-чупс вместе с палкой. Пришлось отправлять их в Москву. А так и гвозди дети глотают, и иголки», — делится врачебными историями Вадим Шапошников.

Детский хирург просит сделать нас акцент на магнитах, а родителей не покупать магнитные конструкторы с шариками маленьким детям. По его словам, такие игрушки крайне опасны. Если в организм попадает больше одного шарика, очень большой риск катастрофических последствий. Как правило, маленькие дети либо не умеют говорить, либо не сознаются родителям, что они что-то проглотили. Магнитные шарики сами не выходят из организма, оставаясь в нём долгое время, они вызывают перитонит, а это уже серьёзная угроза жизни.

В рабочем кабинете Вадима Шапошникова на полке много открыток и записок от маленьких пациентов со словами благодарности: «Спасибо, доктор». Чтобы детям было комфортнее находиться в отделении, планируется сделать детский уголок. Говорят, что скоро он появится.

 

Евгения Кинтушева

Фото Сергея Борисова и из архива редакции