С первых дней работы на посту губернатора Московской области Андрей Воробьев завел правило: несколько дней в неделю проводить "в полях" - в рабочих поездках по муниципалитетам. "Поначалу везде слышал одно и то же: все застроено, гулять негде, с детьми пойти некуда. Дорог нет, детских садов нет..." - вспоминает глава региона. Его и теперь встречают не одними лишь благодарностями, но запросы у населения стали другими. О том, что волнует жителей области сейчас, шел разговор на "Деловом завтраке" в "Российской газете".

Сколько школ в году?

Андрей Юрьевич, прежде всего, скажите: школьников в новом учебном году в Подмосковье будет больше? Вы как-то обмолвились, что ежегодно их число прирастает на 30 тысяч человек. Тенденция сохранилась?

Андрей Воробьев: В этом году будет больше на 41 тысячу. Всего за парты 1 сентября сядут более 852 тысяч школьников, 93 тысячи из них - первоклассники.

Многим ли ребятам придется учиться во вторую смену?

Андрей Воробьев: Начинать учебный день с обеда будут порядка 50 тысяч детей. Но мы взяли на себя обязательство ликвидировать вторую смену к 2022 году и планомерно идем к его исполнению. В этом году откроем 19 новых школ, 9 примут учеников 1 сентября, остальные - до 1 января. Это современные просторные здания, многие из которых рассчитаны на 1-1,5 тысячи учеников, как, например, школа в красногорском микрорайоне Путилково, которую мы приняли на прошлой неделе. Там два спортивных зала, бассейн, игровая зона для первоклассников, ремесленные мастерские для учеников постарше. Будут работать медицинский и стоматологический кабинеты, есть все возможности для инклюзивного образования. Но по-настоящему прорывными станут 2020-2021 годы, когда планируем открыть более 100 школ. При этом у нас продолжается программа строительства детских садов.

Так вроде говорили уже, что очереди в детсады побеждены.

Андрей Воробьев: Мы построили почти 400 детских садов и сказали о том, что решили проблему с местами для детей от 3 до 7 лет. И в большинстве муниципалитетов очереди действительно побеждены. Но в Балашихе, Красногорске, Одинцове, Химках и других близлежащих к Москве городах садиков вновь не хватает. Это крупные муниципалитеты, где строится много жилья. Будем продолжать выделять на эту программу деньги.

А ясельные группы в новых детсадах открывать планируете?

Андрей Воробьев: По возможности открываем. Но скажу откровенно: численность населения области ежегодно прирастает на 100 тысяч человек. Многие приезжают с семьями, детьми. И стратегической задачей являются не ясли, а именно детсады.

Кстати

За 5 лет в Подмосковье открыли 100 новых школ. За следующую пятилетку хотят построить еще порядка 200, причем места расположения большинства из них уже известны. Проблему с подбором участков, особенно актуальную для городов с высокой плотностью населения, решили, остановившись на модульных проектах строительства. Модульные школы могут трансформироваться под конкретный участок - быть квадратными, прямоугольными или изогнутыми в зависимости от компоновки модулей.

 

Бюджет для бюджетников

Какова средняя зарплата в Московской области? Как на ее фоне выглядят зарплаты работников бюджетной сферы?

Андрей Воробьев: Средняя по области - 49 тысяч рублей. У врачей средняя зарплата 89 тысяч, у медсестер - 50, младший медперсонал получает 43,6 тысячи рублей. Средняя зарплата учителя - 61 тысяча рублей, воспитателя в детском саду - 55 тысяч. Работники культуры получают 45,8 тысячи рублей. И с 1 сентября у нас - очередное повышение. Врачам, среднему медперсоналу и работникам муниципальных учреждений культуры на 15%, специалистам учреждений социального обслуживания, работникам государственных учреждений физкультуры и спорта - на 10%, мастерам производственного обучения, преподавателям профессиональных организаций и преподавателям организаций высшего образования - на 5%, молодые учителя и классные руководители будут получать ежемесячную доплату в размере 5 тысяч рублей.

Не имеет значения, местный ты житель или приезжий. Социальную ипотеку в Подмосковье получают врачи, за которых пациенты голосуют ногами

Врачи в Подмосковье получают на порядок больше учителей и при этом вы не раз говорили, что врачей не хватает, а в педагогах недостатка нет. Парадокс!

Андрей Воробьев: Ничего удивительного. В области три вуза, которые готовят учителей. А вот своего медицинского института нет. Будущие врачи учатся в Москве, там же стажируются, сравнивают зарплаты - в столице они, конечно, выше. Мы форсированно решаем эту проблему, обеспечиваем медработников служебным жильем. Приняли программу социальной ипотеки, когда специалист, в котором мы заинтересованы, оплачивает только проценты по ипотечному кредиту, а остальное, включая первый взнос, гасит область. Такой программы больше нет ни в одном регионе. Недавно ввели ежемесячную доплату в размере 32 тысяч рублей для терапевтов и педиатров - это самые дефицитные в наших поликлиниках специальности. И, несмотря на это, врачей не хватает. За пять лет к нам пришли 5 тысяч специалистов. Нужно еще порядка 2 тысяч.

Может, слишком жесткие условия выдвигаете для претендентов?

Андрей Воробьев: Нужная области специальность, хорошие рекомендации главврача после шести месяцев работы - и ты можешь подавать заявление на участие в программе. И не имеет значения, местный ты житель или приехал из другого города. Социальную ипотеку получают те, кто хорошо себя зарекомендовал, к кому охотно идут пациенты.

Кстати

Социальную ипотеку в Подмосковье ввели в 2016 году. За это время ее получили 605 врачей и фельдшеров "скорой помощи", 97 учителей и 165 молодых ученых и уникальных специалистов. Программу сворачивать не собираются, наоборот: в этом году в нее ввели новые категории получателей - теперь на льготное жилищное кредитование могут претендовать воспитатели детских садов и тренеры детско-юношеских спортивных школ.

 

Мосты надежды

Когда собирали вопросы для "Делового завтрака", знаете, что удивило: жители много спрашивают про мосты. Такая большая проблема?

Андрей Воробьев: Не скажу, что большая, но есть муниципалитеты, где на другой берег реки - разве что вплавь. Классический пример - красногорский микрорайон Павшинская пойма. Люди видели метро из окон домов, но их разделяла Москва-река. Зимой жители шли до метро напрямую по льду, в другие времена года - ехали на маршрутке, в объезд, по пробкам. "Нам нужен мост!" - это было первое требование жителей Павшинской поймы. И первый мост, который мы построили был именно там. Дальше - Дубна, где обветшал двухполосный переезд через Волгу. Две части наукограда, где находится крупнейший в стране центр исследований в области ядерной физики, оказались отрезаны друг от друга. Сейчас там завершается строительство четырехполосного моста с тротуарами и пешеходными переходами. Этот мегапроект мы реализуем при поддержке федерального бюджета - мост длиной 1,2 километра обошелся почти в 9 миллиардов рублей! Для сравнения: все три этапа строительства 11-километрового западного объезда Сергиева Посада стоят 6,8 миллиарда.

И сколько времени строятся эти 1,2 километра?

Андрей Воробьев: Третий год. Строим с опережением - пустим рабочее движение по мосту в декабре этого года, хотя по плану должны были только в начале следующего. В этом году также закончим строительство моста через реку Нара в Серпухове, в следующем - через Клязьму в Щелкове.

Область входит в пятерку регионов с самой большой протяженностью дорожной сети - 40 тысяч километров. Видно, что на их содержание и ремонт в последние годы денег не жалеют. Но почему все чаще появляется информация о строительстве платных дорожных объектов? Одних платных путепроводов планируется построить девять.

Андрей Воробьев: На содержание, ремонт и строительство дорог мы ежегодно выделяем более 30 миллиардов рублей. Это большие деньги. В частности, за пять лет в рамках президентской программы по развитию Московского транспортного узла в Подмосковье было построено 22 путепровода через железную дорогу. Долгопрудный, Тучково, Нахабино, Одинцово, Ступино и еще ряд городов получили свободные переезды. Остроту проблемы мы таким образом сняли. Но это не значит, что перегруженных переездов в области больше не осталось. В бюджете пока денег на их разгрузку не хватает, но готовы подключиться инвесторы. Почему нет? Платные путепроводы появляются только там, где есть возможность сохранять бесплатную альтернативу. Хочешь - жди бесплатного проезда у закрытого шлагбаума, не хочешь - езжай по путепроводу за 40 рублей. Кстати, за полчаса ожидания на холостом ходу двигатель машины сожжет около литра бензина, то есть те же самые 40 рублей.

Еще вопрос, связанный со строительством. Обманутые дольщики, и в частности дольщики Urban Group. В какие сроки, на ваш взгляд, может быть решена их проблема?

Андрей Воробьев: Тема дольщиков, к сожалению, для нас до сих пор актуальна. Их стало значительно меньше - за пять лет мы раздали больше 22 тысяч ключей. В этом году собирались выдать еще 5 тысяч. Оставались сложные точечные объекты, но это уже никакие не тысячи граждан... И тут - Urban Group. Эта компания была одним из ведущих застройщиков на областном рынке, строила дома повышенной комфортности, покупатели платили за это дополнительные суммы. И работал застройщик в самых успешных муниципалитетах - Красногорск, Химки, Ленинский район, Одинцово - между Рублевкой и платной трассой. И рентабельность проектов, как мы сейчас видим, была не меньше 30% даже в самые сложные годы. А потом случилось то, что случилось: Urban Group - банкрот. Вот такой человеческий фактор.

О каком количестве дольщиков идет речь? Везде называются разные цифры.

Андрей Воробьев: 14 тысяч, насколько я знаю. Там есть проблемы с передачей проектной документации от застройщика, поэтому в реестр требований еще даже не все пострадавшие включены. Но принято принципиальное решение: все дома, в которых были заключены договоры долевого участия с физическими лицами, будут достроены. Есть дорожная карта по достройке объектов до 2021 года. Правда, на первых встречах с дольщиками мы вели речь о том, чтобы уже начатое строительство довести до конца, а там, где стройка еще не началась, вернуть людям деньги. Но дольщики большинством голосов сказали: денег не нужно, постройте дома, мы готовы ждать. При таком раскладе, давайте смотреть на вещи реально, сроки поплывут, растянутся. Там нужно достраивать и объекты социальной и инженерной инфраструктуры, это порядка 17 миллиардов рублей, и жилье - а это еще под 8 миллиардов. По федеральному законодательству за защиту прав дольщиков отвечает федеральная структура - ДОМ.РФ. Они будут достраивать жилье. Но мы тоже активно включаемся в работу - все-таки это наша территория, да и компания входила в Ассоциацию застройщиков Московской области.

Пример с Urban Group не подвигнет вас на какие-то ограничения в деятельности подмосковных застройщиков?

Андрей Воробьев: Все ограничения уже приняты на федеральном уровне. Вводятся эскроу-счета - деньги дольщиков будут поступать не застройщику, а в банк. И уже банк станет финансировать каждую конкретную работу на объекте - закупку бетона, арматуры, оконных блоков... И пока дом не будет построен, ни рубля себе в прибыль застройщик взять не сможет.

Кстати

16 августа на внеочередном заседании Мособлдумы в бюджет Подмосковья были внесены поправки, предусматривающие выделение средств на достройку объектов компании Urban Group. В этом году область выделяет 3 миллиарда рублей, которые будут использованы на завершение строительства многоквартирных домов, застройщиками которых были агенты Urban Group - компании "Ивастрой", "Хайгейт" и "Ваш город".

 

Деньги любят тишину

Насколько вырос областной бюджет за последние годы?

Андрей Воробьев: Пять лет назад было 450 миллиардов рублей. В будущем году, я не хотел бы хвалиться раньше времени, но мы рассчитываем приблизиться к 700 миллиардам. В 2014-2015-м было тяжелое время - санкции, падение экономики... Тем не менее движение вверх у нас есть.

Вы стали родоначальником подмосковных отраслевых форумов - овощного, молочного. На них приезжает очень много народу. А каков экономический эффект?

Андрей Воробьев: Первым в 2015 году был "Овощкульт" - форум, который родился благодаря тому, что появилась федеральная программа компенсации 25% затрат на строительство тепличных комплексов. И мы, естественно, захотели, чтобы такие теплицы появились у нас. Первый же форум принес соглашение о строительстве крупного тепличного комплекса в Электростали, второй, через год, - в Кашире. Пять лет назад область по производству овощей занимала 38-е место в стране, в этом году надеемся войти в тройку лидеров. Затем был молочный форум, на котором договорились о сотрудничестве с вьетнамским концерном "TH TrueMilk" с объемом инвестиций в 500 миллионов долларов. Сегодня в Волоколамском районе уже строятся их молочные фермы и даже завезены из Америки племенные коровы. Сейчас ведем переговоры с компанией "ЭкоНива" - это крупный российско-германский агропромышленный холдинг, который хочет построить в Ступино большой молочный комплекс. В прошлом году в области было произведено 640 тысяч тонн молока, в этом рассчитываем на 700 тысяч. Думаю, и планка в 1 миллион тонн - нам под силу.

А если говорить не о пищевой промышленности. Сможет ли Подмосковье стать известным автомобильным кластером, как об этом уже не раз заявляли представители вашего инвестиционного блока?

Андрей Воробьев: Да, у нас есть такие планы. Mercedes свое производство в Солнечногорском районе практически достраивает. Буквально через неделю в Химках начнется строительство завода японского производителя грузовиков Hino. Производство пока небольшое, но сам факт прихода Hino в Подмосковье для нас важен. Потому что это очень высококачественные грузовые автомобили. У нас есть новый проект - совместно с федеральным правительством и научно-исследовательским автомобильным институтом НАМИ создадим в Дмитровском городском округе крупнейший испытательный центр, который будет заниматься исследованиями, разработкой и сертификацией автомобильной продукции для всей России. Любая машина, которая требует сертификации для российского рынка, будет проходить через наш центр. Мы готовы совместно инвестировать в этот проект 100 миллионов евро. Ведем переговоры и с другими автомобильными брендами, недавно вот были в Корее. Но о конкретных названиях говорить пока не хочу - как известно, деньги любят тишину.

А Mercedes уже набрал сотрудников для работы на подмосковном заводе?

Андрей Воробьев: Немцы - люди обстоятельные. Они этих сотрудников сами и готовят. В двух наших колледжах развернули работу, обучают порядка 300 человек. А в первом квартале 2019 года намерены выпустить первую партию автомобилей.

Пересядет ли губернатор Подмосковья на Mercedes подмосковной сборки?

Андрей Воробьев: Мы договорились: первый сошедший с конвейера автомобиль куплю я. Но не для себя. Подарю одному очень достойному жителю области. Точнее, жительнице, с которой познакомился во время одной из своих рабочих поездок по муниципалитетам. Большего не скажу, чтобы не портить сюрприз.

Кстати

В школе управления "Сколково" завершилась обучающая программа "Территории роста", в рамках которой подмосковные муниципалитеты представляли свои проекты развития территории. По мнению проводивших обучение экспертов, лучше всего распланировали свое будущее Волоколамский, Воскресенский и Одинцовский районы, городские округа Богородский, Дмитровcкий, Коломенский, Зарайск, Луховицы, Озеры, Орехово-Зуево, Королев, Домодедово, Реутов и Балашиха. Их проекты связаны с развитием туризма, промышленности, высоких технологий, логистических хабов и деловых центров.

 

Чиновычитание

Дайте оценку начатой вами административной реформе. Что изменилось после того, как большинство районов стали городскими округами?

Андрей Воробьев: Изначально, напомню, у нас было 36 округов и столько же районов. Сейчас округов 56, районов 11. Первое и главное преимущество городских округов заключается в том, что крупный муниципалитет может реализовывать инвестиционные программы, неподъемные для маленьких поселений. Возьмем, например, Подольск и Климовск. Подольчане платили за воду одну цену, жители Климовска - другую, в два раза выше. Потому что в Подольске смогли модернизировать сети так, что это удешевило услугу, а Климовску денег хватало лишь на текущее содержание сетей. Как только мы объединили два муниципалитета в один округ, система водоснабжения стала единой и тарифы у всех пришли к одному знаменателю. То же самое с проездом в общественном транспорте. Был Наро-Фоминский район, и жители окраин, чтобы приехать в центр, платили тройную цену. Сейчас по всему Наро-Фоминскому городскому округу можно ездить по единому тарифу. И если посмотреть на рейтинг муниципалитетов, который мы обновляем каждые три месяца, то можно заметить: самые успешные, богатые, благополучные - это городские округа.

За пять лет чиновников в области стало в два раза меньше: вместо 24,7 тысячи - 11,8 тысячи человек

Но многие жалуются, что вы лишили жителей возможности прийти со своей бедой в поселковую администрацию и...

Андрей Воробьев: ...и услышать, что для решения беды нет денег или полномочий? Для оформления документов сейчас есть МФЦ. Для жалоб - портал "Добродел", соцсети, электронный почтовый ящик губернатора, в конце концов. И на каждой территории все равно остается представитель муниципальной власти. Только он теперь сидит один, без заместителей, секретарей и советов депутатов, которых надо кормить из бюджета. Административная реформа позволила сократить количество чиновников в Подмосковье более чем в два раза. Было 24,7 тысячи, осталось 11,8 тысячи. Сейчас у нас самое маленькое количество чиновников в стране - 15,8 человека на 1 тысячу жителей. И ежегодная экономия бюджетных средств, которые раньше тратились на содержание чиновников, - 1,7 миллиарда рублей.

Есть ли в области районы, которые по каким-то причинам не могут быть трансформированы в городские округа?

Андрей Воробьев: Я считаю, что нет.

И последний вопрос, который все чаще задает сама жизнь. Миллионы жителей области ездят на работу в Москву. Миллионы москвичей живут на дачах в Подмосковье. Вам не кажется, что Москва и Подмосковье давно уже не просто соседние субъекты Федерации, а единый народно-хозяйственный комплекс?

Андрей Воробьев: Это очевидно. Возьми любую семью: родители живут в Москве, дети - в области. Или наоборот. Все взаимосвязано - и дачи, и общественный транспорт, и мусор... Конечно, у нас разные бюджеты, разные возможности, но мы с Сергеем Семеновичем посчитали, что слаженная партнерская работа даст жителям Московского региона больше преимуществ. Поэтому заключили соглашение о взаимодействии и наполнили его содержанием. К примеру, область отремонтирует дороги, ведущие к московским СНТ. А Москва обеспечит жителей расположенных рядом городов чистой водой из "Мосводоканала".

Кстати

Вода в Подмосковье перенасыщена железом. Чтобы она была нормального вкуса и цвета и не нарастала накипью на бытовых приборах, нужно ставить станции водоочистки. С 2014 года в области были построены и модернизированы более 250 водозаборных узлов и в настоящий момент чистой водой обеспечены уже 93% жителей областных городов. В том числе и за счет подключения к "Мосводоканалу". Так, буквально на днях к московской системе водоснабжения подключились Котельники.