—  В первых числах января 1452 г. (565 лет назад) великий московский князь Василий II во главе сильной дружины отправился из Москвы в сторону Ярославля, чтобы встретить своего племянника и одновременно врага и соперника в борьбе за великокняжеский стол князя Дмитрия Шемяку, занявшего Устюг. Путь в Ярославль шёл мимо Троице-Сергиева монастыря, куда великий князь с дружиной прибыл накануне праздника Крещения Господня. «Крещение, — читаем в одной из летописей, — бысть ему у Троици в Сергееве манастыре, и оттуду поиде к Ярославлю…». Поход Василия II завершился успешно: Шемяка бежал из Устюга, его владения были разорены.

—  Во второй половине января 1472 г. (545 лет назад), вскоре после праздника Крещения Господня, жители Москвы и Подмосковья стали очевидцами появления в небе кометы: “явися [звезда] хвостата над летним западом; хвост ея тонок, а не долог, а первые звезды луча темнее... сия по захождении солнца 3 часы на том же месте являлась, да к западу же идяще”.

—  8 (20) января 1892 г. (125 лет назад) Лавра и Сергиевский посад встречали новопоставленного митрополита Московского Леонтия (Лебединского). Поезд митрополита прибыл на станцию «Сергиево» вечером. Встреченный на платформе ректором и инспектором Московской духовной академии, ректором Вифанской духовной семинарии, ризничим и экономом Лавры владыка Леонтий сел в карету, запряжённую четвёркой белых лошадей, и при торжественном звоне лаврских и посадских церквей колоколов, приветствуемый множеством собравшегося народа, проследовал к Троицкому собору. Митрополит Леонтий, возглавляя Московскую епархию, носил титул священно-архимандрита Троице-Сергиевой лавры.

—  11 (23) января 1892 г. (125 лет назад) мещанин Сергиевского посада Илья Салтыков стал героем происшествия, о котором было особо доложено самому Московскому губернатору. А произошло вот что: Салтыков сидел в трактире села Пушкино рядом с бывшими там крестьянами, которые в своей беседе превозносили императора Александра III «за его великие милости и щедроты, изливаемые народу местностей, пострадавших от неурожая», и с благодарностью поминали покойного императора Александра II «за дарованную крестьянам свободу уничтожением крепостного права». Вдруг Салтыков вскочил со стула и закричал «в азарте»: «какая эта свобода, когда жить приходится хуже прежнего», и прибавил: «попадись мне Государь Император, я Его зарежу вот этим ножом», который и вынул из кармана. Полиция установила, что посадский мещанин проживает с семьёй в Пушкино и что высочайших особ оскорбил в пьяном виде. На всякий случай за Салтыковым был учреждён полицейский надзор, который продолжался пять месяцев. В этой истории поражает снисходительность царских властей к нашему герою. Всего через 30-40 лет любой гражданин Страны Советов за подобные же слова в адрес не то чтобы высочайшей партийной особы, но любого руководителя поплатился бы жизнью.

—  28 (7) января 1617 г. (400 лет назад) царь Михаил Фёдорович подписал жалованную грамоту о закреплении за Троице-Сергиевым монастырём разорённого поляками и литовцами бывшего великокняжеского городка Радонеж, известного ранее как село Радонежское и памятного тем, что в нём прошли детские и юношеские годы Варфоломея, будущего преподобного Сергия. Передача Радонежа монастырю, решённая ещё в ноябре 1616 г., ускорила восстановление этого поселения.

—  2 февраля 1927 г. (90 лет назад) Общество краеведения г. Сергиев открыло музей Сергиевского края. Музей расположился в западном крыле здания Чертогов, выделенных краеведам Комиссией по охране Лавры. Краеведческий музей должен был осуществлять двойную задачу: вести всестороннее научное изучение Сергиевского края и в то же время быть просветительным центром, распространяющим среди широких масс населения правильные представления о крае. Широкие массы могли посещать музей по средам, чет-вергам и воскресеньям с 11 до 14 часов дня. Для просвещения масс были открыты отделы геологии и почв, ботаники и зоологии, кустарных промыслов, торговли и быта.

—  5 (16) февраля 1797 г. (220 лет назад) власти Сергиевского посада получили указ Московского губернского правления о том, что в связи с упразднением города Богородска, в уезде которого числился Сергиевский посад, в самом Посаде упраздняется ведавшая здесь охраной порядка Богородская нижняя расправа. Упразднение города Богородска открывало возможность обращения Сергиевского посада в безуездный город или даже в административный центр нового уезда, о чём ещё в 1791 г. «представлял» Екатерине II Московский генерал-губернатор князь

А. А. Прозоровский. Но в феврале 1797 г. инициатора подобной реформы не нашлось, и Сергиевский посад на 120 лет вошёл в состав Дмитровского уезда.

—  13 (26) февраля 1917 г. (100 лет назад) в ответ на поступившую в январе просьбу начальника Троице-Сергиевской команды выздоравливающих об отводе для нужд Команды огородной земли священноначалие Лавры сообщило начальнику Команды о согласии безвозмездно предоставить на лето 1917 г. часть Банного луга в количестве 2-х десятин. Остатки обмелевшего Банного пруда и одноимённого луга расположены по речке Копнинке, чуть выше Келарского пруда.

—  19 (3) февраля 1897 г. (120 лет назад) власти Сергиевского посада обратились к властям губернским с ходатайством о разрешении ввести в Посаде налог с домашних собак. В ходатайстве отмечалось, что число собак в городе простирается до восьми сотен и что значительная часть их «бродячие, бездомовные». «Бродя по улицам целыми стаями, — читаем в ходатайстве, — они угрожают опасностью, особенно в ночное время, здоровью и даже жизни одиноких прохожих». Налог с домашних собак, по мнению властей Посада, позволил бы покрыть расходы на отлов собак «бездомовных». Предложение посадских властей 1897 года по-прежнему не утратило своей злободневности.

—  25 (10) февраля 1907 г. (110 лет назад) власти Московской губернии утвердили разработанное Собранием уполномоченных Сергиевского посада постановление для пивных лавок в городе. Постановление, опубликованное в одном из мартовских номеров газеты «Московские губернские ведомости», разрешало открывать пивные лавки в центре Посада. Содержатели пивных лавок обязывались: а) наблюдать за тишиной и благочинием, б) наблюдать, чтобы посетители не напивались до охмеления, в) не допускать в заведения видимо пьяных, а также распутных женщин, г) не дозволять посетителям никаких игр, как то: карты, лото, шашки, шахматы и тому подобные; не дозволять также пения и игры на музыкальных инструментах.

—  28 (13) февраля 1877 г. (140 лет назад) император Александр II дал своё «всемилостивейшее соизволение» на принятие под покровительство императрицы Марии Александровны находящегося при Троице-Сергиевой лавре Дома призрения для женщин с присвоением ему наименования «Александро-Мариинский». Так исполнилось желание престарелого наместника Лавры архимандрита Антония (Медведева) передать лаврский женский Дом призрения под Высочайшее покровительство, чтобы обеспечить прочное существование этого благотворительного учреждения после его кончины; она последовала в мае того же года. Название «Александро-Мариинский» Дом призрения получил в честь императора Александра II Николаевича и его супруги императрицы Марии Александровны (1824-1880), посвятившей жизнь делам благотворительности и развитию женского образования. Содержавшийся, главным образом, на щедрое пособие Троице-Сергиевой лавры, Александро-Мариинский Дом призрения стал одним из крупнейших благотворительных учреждений в России. Его здания и сейчас стоят вдоль улицы Карла Маркса.

Константин Филимонов