Я никогда не брала кредитов, да и все мои знакомые стараются всячески избегать этого банковского "ярма". И даже не потому, что по факту отдавать придётся гораздо больше взятой суммы. Есть в кредитной истории ещё одна неприятная сторона — это коллекторы. Думаю, не раз по телевизору и в газетах вам приходилось видеть информацию о бесчинствах, которые эти "стражи" банковских интересов творят с должниками: будят нерадивых заёмщиков по ночам, достают многократными звонками дома и на работе, хамят, поджигают двери и даже угрожают жизни и здоровью близких родственников должника.

И только в этом году работу коллекторов, наконец, урегулировали законодательно. В июле депутатами и президентом был одобрен и вступил в силу Закон "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности", который устанавливает правила взаимодействия коллекторов с должниками. Регламент требований очень жёсткий и не даёт права измываться над людьми в любое время суток, а также причинять заёмщикам моральный и материальный вред.

За вами должок!

"Я кредитов отродясь не брала, а тут вдруг выяснилось, что должна банку круглую сумму", — возмущалась ошарашенная этой новостью знакомая. С ней и правда год назад произошёл беспрецедентный случай: в магазине, где она работает, украли её сумку. Там находились все документы, включая паспорт. Воровку потом нашли и судили, однако следствие на тот момент не установило, что по украденному паспорту был взят кредит.

О том, что женщина имеет задолженность перед банком, ей сообщил коллектор. Поначалу приятный мужской голос в трубке довольно корректно предупредил, что "за вами должок", который неплохо было бы вернуть. Все попытки "должницы" узнать, когда, сколько и где взят кредит, были проигнорированы. Вскоре звонки банковских "вышибал" повторились, приняли стабильный характер и стали более агрессивными и хамскими.

— Звонили всегда разные люди, по нескольку раз в день и даже ночью, — рассказала нам женщина. — Поначалу я оправдывалась, объясняла, что не брала никаких кредитов и впервые слышу о таком банке и это недоразумение. Мне отвечали, что разберутся, но на следующий день звонки с требованиями вернуть деньги продолжались. Два месяца моя семья жила в страхе, потому что прессинг со стороны коллекторов был очень большой. Я была вся на нервах, обращалась в полицию, но там мне особо ничем не помогли.

Отчаявшись, она взяла копию приговора воровки, где была информация про украденный паспорт, и из нашей редакции по факсу отправила этот документ в банк. Что бы вы думали? Банк не только не отозвал своих коллекторов, но усилив прессинг, стал названивать уже в нашу редакцию, чтобы найти и призвать к ответу "должницу".

В полиции принимать заявление отказались, сказав, что пока, мол, вреда коллекторы не причинили, а телефонные разговоры к делу не пришьёшь.

По словам пострадавшей, для коллектора главное — запугать человека, заставить его нервничать. Многим в таких ситуациях проще отдать деньги, лишь бы отстали, другие, как она, начинают действовать, чтобы доказать свою правоту. Нашей знакомой это удалось: она поехала в Москву, нашла тот злополучный банк и предъявила справку, что паспорт в то время, когда брали кредит, уже был украден. После этого звонки прекратились. Хорошо, что в её случае коллекторы отделались только словами и не дошли до реальных действий.

Штрафные санкции

По новому законодательству, если бы оно действовало год назад, коллекторам пришлось бы административно отвечать за свои противоправные действия и оплачивать штраф. Для граждан наказание, предусмотренное по данной статье, составляет от 5 до 10 тысяч рублей, для юрлиц — от 20 до 100 тысяч рублей, а для должностных лиц — от 10 до 20 тысяч рублей. Запрещено осуществлять разглашение информации, касающейся кредитов, третьим лицам, включая родственников, работодателей и соседей. Эти действия могут повлечь уголовное наказание, предусматривающее уплату штрафа в размере до 120 тысяч рублей либо лишение свободы сроком до трёх лет.

Также по закону теперь взысканием долгов с граждан могут заниматься только компании, включённые в специальный государственный реестр. Требования к компаниям предъявляются жёсткие: размер чистых активов не менее 10 миллионов рублей, наличие договора страхования ответственности за возможное причинение убытков должникам — на сумму не менее 10 миллионов рублей.

Если коллектор не представляется сам, отказывается предоставить официальные документы или юлит, вы должны расценивать все его последующие действия как незаконные и можете обращаться с соответствующими заявлениями в правоохранительные органы. Все его действия по взысканию долга не должны нарушать ваши законные права. Другими словами, нельзя угрожать вам, ломать дверь в квартиру, беспокоить вас в любое время суток, а также распространять информацию, которая позорит вас и ваших родственников. В противном случае пишите заявления в полицию, прокуратуру, Роскомнадзор, в Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств о хулиганстве, вымогательстве, незаконном проникновении в жилое помещение, оскорблении, угрозе жизни и здоровью и прочем в зависимости от обстоятельств.

Моральное унижение

Хочется вставить ещё одну реплику — уже лично от себя. Она касается не коллекторов, а компаний-поставщиков каких-либо услуг. В последнее время они ввели в моду звонить потребителям и оповещать о долге с предупреждением об отключении услуги в случае неуплаты. Всё бы ничего, но делают это они, как мне показалось, не слишком корректно. Обзвон осуществляется с помощью автоответчика, который, назвав фирму, сразу предупреждает, что если вы не дослушаете сообщение до конца, то звонок повторится. Далее вас информируют об образовавшейся задолженности и просят погасить её в кратчайшие сроки.

В моём конкретном случае с меня требовали погасить абонентскую плату за домашний телефон, которую я задолжала всего за один месяц, пока была в отпуске, — это 290 рублей. Причём компания, очевидно, не учла, что мой долг на тот момент был уже погашен, но баланс бухгалтерия уже подвела, и мой номер автоматом был занесён в список должников. Изначально звонки с требованием вернуть долг производились на домашний телефон утром с

8 часов и вечером во время, когда люди обычно приходят с работы. Потом назойливый "автоколлектор" повторил то же самое на мой мобильный номер. Морально выслушивать десять раз про задолженность, которую я уже погасила, было крайне неприятно. Соглашусь, что предупредить о долге компания имела право, но стоило ли одолевать звонками человека, который просрочил с оплатой небольшой суммы всего несколько дней? Может быть, фирме, которая дорожит своими клиентами, всё же стоит пересмотреть планку, по которой людей записывают в злостные неплательщики?!

 

Оксана Перевозникова


Что можно и что нельзя коллекторам по новому закону

Коллекторам разрешено:

— информировать должника об имеющейся задолженности и условиях её погашения;

— для этого он может лично встречаться с должником, но не более одного раза в неделю;

— звонить должнику по телефону — не более одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц.

Коллекторам запрещается:

— беспокоить должника в ночное время: с 22 часов до 8 утра в будни и с 20 часов до 9 утра в выходные;

— применять к должникам любое давление: физическое, психологическое, причинять вред их здоровью и имуществу;

— сообщать о долге родственникам, коллегам должника, публиковать эту информацию в открытых источниках;

— действовать анонимно, скрывать информацию о себе и свои контактные данные.