Пять лет назад был запущен комплекс по сортировке отходов «Север» близ Сахарова — принцип его уникальным не был (прототипы сортировок были запущены ранее в ряде регионов России), но предприятие отличалось тотальной автоматизацией. Изначально задача была предельно экологичная — сортировать отходы, добиваясь максимального процента извлечения полезных фракций. Как сейчас работает завод? Правда ли, как считают многие сергиевопосадцы, что смысла в сортировке мусора на уровне кухни нет, так как всё валится в одну кучу? Мы побывали на КПО и проследили путь отходов, начиная от кузова мусоровоза.
Впечатление первое
КПО «Север» — один из крупнейших в регионе. Здесь сортируют мусор, который поступает с целого «куста» округов — из Пушкина, Мытищ, Королёва, Долгопрудного, Лобни, Талдома, Дмитрова, Химок, Сергиева Посада. Производственные мощности предприятия позволяют обрабатывать 1 050 000 тонн твёрдых коммунальных отходов в год. В зависимости от количества принятых отходов, в сутки здесь может обрабатываться от 500 до 2800 тонн. Честно? Ожидали сильного запаха, но опасения не оправдались. Слабовыраженный «аромат» почувствовали в районе так называемой первой очереди, которая была открыта вначале. А на второй очереди, которую построили три года назад и где ещё не ступала нога журналиста, запаха не было вообще. Как пояснило руководство, всё дело в контроле.
«По действующему закону мы ведём программу производственного экологического контроля (ПЭК), одобренную Росприроднадзором. Контроль чистоты воздуха проводится каждый квартал в деревне и СНТ «Сахарово» и по границам санитарно-защитной зоны на севере, юге, востоке и западе. В 2025 году нарушений по содержанию загрязняющих веществ выявлено не было. Также у нас есть система борьбы с неприятными запахами — мокрый барьер. Специализированный реактив вместе с водой подаётся по трубопроводу и распыляется форсунками по периметру территории. Это образует «занавес», который не просто скрывает запах, а нейтрализует его. Реагент соединяется с воздухом и связывает его части, ответственные за запах», — объясняет Даниил Ивашин, главный эколог КПО «Север».
Впрочем, жители окрестных населённых пунктов утверждают, что «ароматы» накрывают их по ночам и рано утром. Ни подтвердить, ни опровергнуть это мы не можем. Факт: во время нашего визита запах почти не ощущался.
Впечатление второе: о сортировке
Важно: предприятие работает в системе АИС «Отходы». Для рядового жителя это означает, что ни один мусоровоз не может попасть на территорию без талона. Весь учёт ведётся в строго электронном виде и контролируется Министерством по содержанию территорий и государственному жилищному надзору Московской области. То есть — сколько собрали с «куста», столько и привезли на КПО.
Далее — радиационный контроль: даже если будет обнаружено небольшое излучение, например от металла, машину отправляют на специальную стоянку до тех пор, пока фон не прекратится. Только после этого мусоровоз впускают на территорию на этап взвешивания. При сопоставлении количества мусора на входе и на выходе ведётся статистика объёмов переработки Самое интересное начинается, когда машины заезжают в сортировочные павильоны и разгружают привезённый мусор.
При нас приехали два мусоровоза — один со смешанными отходами из серых баков, а другой — с сухими, который забирал мусор из синих сеток, то есть картон, стекло и пластик.
«Вот посмотрите, — указывает на мусор Даниил Ивашин, главный эколог КПО «Север», — здесь жители неплохо потрудились, даже из пластиковых бутылок сделали одну связку. А вот коробки, их жители тоже аккуратно сложили. Такой мусор будет легче сортировать даже несмотря на то, что несколько пакетов со смешанными отходами сюда всё же попали. Но такой хороший сбор — это редкость. Чаще приходят машины вроде бы сухих отходов, но по факту там оказывается что угодно, и мы вынуждены прикладывать больше усилий для их сортировки».
674 человека работают на КПО, из них 89 % проживают в Сергиево-Посадском округе
Автоматика или ручной труд?
Как говорилось выше, комплекс автоматизирован максимально, но без человеческих рук здесь никак. Процесс попросту встанет. На начальном этапе сотрудник вручную откидывает крупногабаритные отходы, которые могут повредить сортировочную ленту. Его рабочий день длится 12 часов, и всё это время он откидывает с ленты то, чему там не место, например покрышки или верхнюю одежду, хотя для этого есть другое место складирования — «Мегабак».
Рядовые жители, необременённые заботой об экологии, об этом не вспоминают, а другие люди на протяжении всей рабочей смены, а это по 12 часов, заняты извлечением всего лишнего, что может привести к поломке оборудования. Работа — не позавидуешь.
Дальше мусор по ленте поднимается в кабину предварительной сортировки и тут процесс ручной разборки продолжается. Около 20 сотрудников убирают с ленты стекло, пластик, картонные коробки — всё то, что потом отправится в следующие кабины.
«По сути, здесь сотрудники выполняют ту работу, которую могли бы делать жители у себя дома. Если бы они ответственно подходили к вопросу раздельного сбора мусора, нам бы не потребовалось задействовать столько ручного труда на всех этапах», — сказал Даниил Ивашин.
Всего таких кабин на предприятии восемь и работают в них в одну смену от 100 до 120 человек. Причём в первой кабине происходит первый этап сортировки — самый грязный, а дальнейшие уже, если можно так сказать, немного чище: тут уже отделяют стекло от пластика и так далее. Дополнительно между кабинами мусор проходит автоматическую выборку через два барабанных грохота. Первый, с ячейкой 300 мм, всё что крупнее отправляет в кабину сортировки, а всё что мельче, едет дальше.
Второй, 70 мм, отсеивает органическую фракцию, направляемую на участок компостирования, остальное едет дальше, проходит воздушный сепаратор (отделяет лёгкие фракции вроде плёнки, пакетиков), затем оптический сепаратор (плоская фракция и объёмная), затем вихретоковый (немагнитные металлы) и итоговая ручная сортировка. Весь этот процесс занимает огромную площадь — больше 12 тысяч квадратных метров.
Кому нужны эти отходы?
Содержимое каждой последующей ленты меняется буквально на глазах: если на первой идёт поток смешанных отходов, то с последней на этап упаковки отправляются уже различимые невооружённым глазом фракции, будь то стекло, бутылки от молока или же пластиковые канистры. Всё это уходит на склады готовой продукции, откуда упаковки забирают покупатели — компании, занимающиеся производством из вторичного сырья.
«Нужно отметить, что чем отход чище и более сухой, тем сортировка будет наиболее эффективной и больше фракций уйдёт на утилизацию, а потом превратится в новые товары из вторичного сырья. Выборка полезных фракций зависит от сезона, в летние и осенние периоды стекла и пластика больше, но и органических отходов тоже больше, от 30-45%, т. к. сезон овощей и фруктов вносит свой вклад в составляющую ТКО. Зимой больше стекла и бумаги/ картона (новогодние праздники: подарки — упаковка, тара), но органики меньше», — рассказывает Даниил Ивашин.
Более 35 видов фракций выбирается на ПКО «Север»: пластик различных цветов (бутылки прозрачные, голубые, коричневые, зелёные, цветные, молочные матовые, молочные прозрачные, бутылки от масла, от бытовой химии, канистры, различные плёнки и прочее), картон, тетрапак, стекло различных видов, металл чёрный и цветной, электролом и другое
Но органика всё же остаётся, как и неперерабатываемые отходы. Куда всё это уходит?
Грунт — свой собственный
Органическая фракция, которая составляет не менее 30 % от входящего потока, отправляется на участок производства технического грунта. Там в специальных ваннах под действием бактерий и кислорода превращается в грунт.
«Мы применяем две технологии производства технического грунта из органической фракции отходов, а именно: метод мембранного компостирования в климатических камерах и технологию ангарного компостирования. Принцип производства технического грунта заключается в чередовании методов аэробного и анаэробного компостирования. За счёт подачи воздуха под компостируемую массу начинается процесс аэробного разложения, уничтожающий патогенные микроорганизмы и значительно снижающий объём органического вещества. Данный процесс происходит в течение двух-четырёх недель. Без подачи воздуха в компостнуюмассуразвиваются анаэробные микроорганизмы, живущие в безвоздушной среде, за счёт чего снижается окисление органики, что повышает питательную среду компоста. Финальным этапом производства технического грунта является прохождение через грохот, на котором обезвреженную массу пропускают через сито с размером ячейки 10 мм, что позволяет отсеять балластные включения вроде мелкого стекла и камней», — рассказал Даниил Ивашин.
Полученный технический грунт сейчас используется в основном для рекультивации полигонов, но подходит также для выращивания технических культур, декоративных растений, посадки газонной травы. Остатки сортировки, так называемые «хвосты», которые сильно загрязнены и не подлежат утилизации, направляются на захоронение на специально оборудованный объект размещения отходов — карты.
Всего на комплексе — пять карт общей площадью больше 260 тысяч квадратных метров. Карта на комплексе по переработке отходов представляет собой специально оборудованную площадку, где осуществляется захоронение «хвостов»
Как пояснил Даниил Ивашин, на существующей территории новые карты обустраиваются в рамках реконструкции, а расширения комплекса не планируется.
Интересные находки
На территории КПО есть свой музей. На мусорной ленте часто оказывается то, что рука не поднимается уничтожить полностью. Здесь есть такие находки, которые важно и нужно бережно хранить. Этим и занимается КПО.
Вот почтовые марки, очевидно, оставшиеся от родственника-коллекционера, но не пригодившиеся его потомкам. А вот кто-то разбирал доставшуюся по наследству квартиру или дачу и не слишком озаботился сохранением истории семьи: на помойке оказались старые фотографии людей в военной форме с трогательной надписью «Любимой на память» и даже письма с фронта.
Здесь же — раритетные фотоаппараты и даже знаменитая «Лейка», ордена и медали советского периода, интересные фарфоровые статуэтки и просто милые безделушки, которые когда-то были дороги сердцу одних людей, но другими были безжалостно выброшены на помойку.
Чтобы пополнять музей новыми экспонатами, на предприятии разработана система мотивации: за интересные находки сортировщикам выписывают премии. И вообще — работа сортировщика не только трудная, но и ответственная. Нужно внимательно следить за тем, что идёт по ленте не только для того, чтобы разделить это на разные фракции, но и для того, чтобы не пропустить разного рода «запрещёнку», например оружие. А бывает, что полиция сама обращается к руководству полигона с просьбой помочь найти орудие преступления.
Пятилетка — всё. Что дальше?
В том, что мусор на КПО «Север» сортируется, а не сбрасывается в одну кучу, мы убедились собственными глазами. То есть первоначальная идея раздельного сбора здесь реализуется в полной мере, осталось только самим жителям ответственней относиться к сортировке у себя дома. За минувшие пять лет мощности предприятия выросли с постройкой второй очереди с 450 тысяч тонн до 1 миллиона 50 тысяч тонн в год. При этом была проведена и смена собственника.
Если раньше предприятие находилось в собственности ООО «РТ-Инвест», то год назад оно перешло в ведение ООО «Экоразвитие-МО». Это управляющая компания, включившая в себя региональных операторов, транспортные компании и мусороперерабатывающие комплексы региона и контролируемая областным правительством.
Екатерина Белякова
Фото: Елизавета Гуцева
ООО «СергиевоПосадский МПК» приглашает на работу:
Водителей грузового автомобиля
Водителей погрузчика
Сортировщиков
Подсобных рабочих
Электрогазосварщиков
Специалистов КИПиА
Слесарей-сантехников
Экономиста
Инженера-эколога
Более подробную информацию можно узнать по телефонам: 8-967-083-85-16, 8-966-000-19-46







