Мария Фурник, заместитель главного врача Сергиево-Посадской больницы по педиатрической помощи, отвечает за организацию медицинской помощи детям от 0 до 18 лет на территории всего городского округа. В интервью она рассказала о текущей ситуации с кадрами, доступности специалистов и других важных аспектах детского здравоохранения.

— Начнём с самого острого вопроса. Многие жители жалуются на сложности с записью к педиатру, не говоря уже об узкоспециализированных специалистах. Прокомментируйте, пожалуйста.

— В 2025 году ситуация с кадрами относительно стабильная, особенно по сравнению с предыдущими годами. В городе функционирует детская поликлиника, а также шесть смешанных поликлинических подразделений с педиатрическими отделениями. Штат педиатров укомплектован, недостатка нет. В этом году к нам пришли молодые специалисты: врачи после ординатуры и интернатуры по педиатрии. Даже удалось выделить отдельный участок в Мишутине, где порядка 800 прикреплённых детей. До этого участкового врача у них никогда не было.

Если мы сейчас откроем систему ЕМИАС, мы увидим, что можно записаться к доктору на ближайшие дни. Для оказания помощи «день в день» работает кабинет неотложной помощи на базе детской поликлиники. Врач принимает пациентов без предварительной записи в будние дни с 8:00 до 20:00 и в субботу с 8:00 до 15:00.

— Можно ли записаться к педиатру не по месту жительства?

— Мы придерживаемся участкового принципа, чтобы обеспечить преемственность. Поэтому, в идеале, пациенты должны обращаться к врачу по месту жительства. Однако в экстренных ситуациях помощь будет оказана в любом подразделении.

— Есть ли дефицит узкопрофильных специалистов?

— Все основные специалисты у нас есть. Если говорить о вновь пришедших докторах за последний год, то в Детской поликлинике ведёт приём детский травматолог-ортопед. В Хотькове, в Елизаветинской больнице, появился детский офтальмолог — очень хороший специалист, к которому приезжают пациенты со всего городского округа. Периодически возникают трудности с записью к неврологу, но эту проблему тоже решаем, в настоящее время организован приём детейспрофилактическойцелью на базе Елизаветинской больницы в г. Хотьково, чтобы снизить нагрузку на врача на приёме, но трудности с записью всё же есть. Также в настоящее время ведётся работа по преобразованию детской стоматологической службы, но пока не анонсирую.

— А как быть, если необходима консультация специалиста, не предусмотренного штатным расписанием, например аллерголога-иммунолога?

— В таких случаях мы направляем детей на консультацию в медучреждения третьего уровня. Это ГБУЗ МО «Ники детства МЗ МО» и ГБУЗ МО «ДНКЦ им. Л. М. Рошаля». Врач-педиатр формирует направление и записывает пациента в доступную ячейку к необходимому профильному специалисту. От родителей иногда могут поступать жалобы, что педиатр не может записать, они ждут и негодуют. Такое, действительно, возможно, потому что в связи с востребованностью отдельных специалистов в области не всегда удаётся записаться на ближайшее время. Но в случае действительно острой необходимости всегда пытаемся найти выход из ситуации. Мы также активно взаимодействуем с ГБУЗ МО «Ники детства МЗ МО» в виде выездной службы. То есть с периодичностью 1 раз в 2-3 месяца к нам приезжают их специалисты для консультативной помощи детям, тем самым сокращая сроки ожидания. То есть врачи сами приезжают к пациентам.

— Как часто приходится пользоваться санавиацией? Какие причины детского травматизманаиболее распространены?

— Санавиация — это экстренная транспортировка вертолётом «тяжёлых» детей, помощь которымнеобходимо оказывать в кратчайшие сроки и нельзя терять ни минуты. Раз в несколько месяцев действительно вертолёт прилетает. Это транспортировка детей из реанимационного отделения. В основном в ГБУЗ МО «ДНКЦ им. Л. М. Рошаля», на базе которого расположена областная детская реанимация или ГБУЗ МОЦОМД, туда направляются дети, получившие ожоги. В основном это бытовые травмы. Самое распространённое, когда детки обливаются кипятком, оставшись без присмотра родителей.

— Какие проблемы со здоровьем детей вызывают особую обеспокоенность?

— За последний месяц к нам в реанимационное отделение поступало несколько детей с медикаментозным отравлением с суицидальной направленностью. Родителям необходимо понимать, что психика подростков в современном мире очень хрупкая. Мы же видим, что у нас дети из рук телефоны не  выпускают. Мы можем как угодно к этому относиться — ругаться, но это уже реальность, с этим ничего не сделать. Есть даже такое понятие, как FOMO-эффект. Раньше дети могли завидовать соседу с новым велосипедом, а теперь повод для зависти — жизнь блогеров и других известных лиц из интернета, у которых все идеально: красивая квартира, брендовая одежда, бесконечные путешествия. Каждый день праздник! Кажется, что вот она — настоящая жизнь, а своя какая-то серая, скучная, неинтересная. Ребёнку кажется, что все вокруг успешнее, круче, а он будто стоит в стороне и недополучает эмоций, впечатлений, возможностей, вещей. Важно уделять внимание эмоциональному состоянию детей, поддерживать открытый диалог и при необходимости обращаться за профессиональной помощью. Кстати, на базе Детской поликлиники в сентябре открылся кабинет детского клинического психолога, который сейчас очень востребован нашими пациентами.

—  Не будем лукавить: вы получаете немало негативных отзывов. Как бы вы на них ответили в общем?

— Прежде всего, я хочу подчеркнуть: врач-педиатр — это помощник для любой мамы, а не оппонент или враг. Даже малейшее недопонимание во время приёма или записи в реалиях нашего времени зачастую сразу приводит к обращению в вышестоящие инстанции. Если у вас возникла проблема, которую не удаётся решить при непосредственном общении с вашим врачом, в любой поликлинике в педиатрическом отделении есть заведующая. Если вдруг она недоступна или также не удалось решить вопрос, то есть я. Как правило, после разговора родители успокаиваются, мы приходим к тому или иному решению, и всё встаёт на свои места.

Все вопросы лучше всего решать на уровне учреждения, непосредственно там, куда вы обращаетесь. Ведь разбор любого обращения может указать на узкие места, увидев которые станет возможно обойти их в будущем. Есть чат больницы, куда можно обращаться по всем вопросам. — Какая служба больницы связывается с пациентами после сообщений в чате, и как вы продолжаете эти взаимодействия? — У нас организована Служба заботы. Функционирует чат в «Телеграм», есть также телефон горячей линии, на стендах в поликлиниках размещены QR-коды, мы готовы к обратной связи c родителями.

— Что бы вы сказали в конце беседы? С какими словами обратились бы к жителям округа?

— Будьте здоровы и берегите здоровье своих деток, а мы вам в этом поможем. Врач — это помощник, проводник, а в педиатрии зачастую ещё и психолог для мамы и папы. Вы только представьте, педиатр — это доктор, который растит вместе с родителями ребёнка с рождения и до совершеннолетия.

Екатерина Белякова

Фото: Елизавета Гуцева