Так MAX видит наши города через 100 лет
Это статистика: Telegram стал самым популярным сервисом у россиян от 12 до 24 лет. Однако, по прогнозам аналитиков, совсем скоро его заменит конкурент по названию Мах («Макс). Как будут развиваться отношения интернет-пользователей с первым отечественным мессенджером, который обещает затмить другие платформы для общения? Корреспондент газеты «Вперёд» изучил матчасть и дал первую оценку.
ЧТО ЭТО ЗА ЗВЕРЬ?
Первые упоминания о цифровой платформе MAX от разработчиков VK (соцсеть «ВКонтакте») появились ранней весной. Предполагалось, что он будет уметь буквально всё — общаться друг с другом, создавать чаты и конференции, создавать тематические каналы, как Telegram, передавать фото и видео, оплачивать покупки и штрафы, делать банковские переводы, вызывать такси, записывать к врачу, общаться с учителями и вузовскими преподавателями.
Одним словом, подменить собой большое количество сервисов и приложений, включая мегапортал «Госуслуги». В июне президент России Владимир Путин подписал закон о создании национального мессенджера. А это значит, что большая часть цифровой жизни государства в недалёкой перспективе, скорее всего, переместится именно туда.
Непредсказуемая и недружелюбная среда, формирующаяся в глобальном цифровом пространстве, вынуждает суверенные государства страховать свои риски от неожиданностей. Мечты о подлинной цифровой свободе и демократии разбились о суровую прагматичную реальность — на планете не существует мессенджера, абсолютно защищённого от внешнего вмешательства.
На какой бы платформе вы ни переписывались, сбор данных о вас не прекращается ни на минуту. Кто не согласен с положением вещей — может пользоваться голубиной почтой. Все остальные должны выбирать, с кем они готовы поделиться самым сокровенным. Безопаснее и разумнее, когда процесс контролируют «свои», а не «чужие». С внедрением MAX государство получит возможность эффективнее бороться с террористами, мошенниками, торговцами наркотиками и поставщиками запрещённого контента.
Замедление YouTube и блокировка запрещённых экстремистских сервисов в целом обнажили слабости нашей цифровой среды: в России попросту не было полноценной альтернативы «недружественным» соцсетям и это было серьёзной проблемой.
ЧТО ПУГАЕТ ПОТРЕБИТЕЛЯ?
MAX позиционируется как надёжная и безопасная платформа, но далеко не все программисты с этим согласны. Библиотеки программистов, к которым обращается команда разработчиков, зарегистрированы в недружественных странах. Кроме того, MAX требует довольно обширный доступ к персональным данным: контакты, медиа, камера и микрофон, геолокация и ряд других настроек. О качестве их защиты от недобросовестного использования мы сможем судить только спустя годы эксплуатации. У большинства известных мессенджеров с этим не всё хорошо.
Далеко не всем по душе навязчивость рекламы: сервис агрессивно продвигают, что вызывает недоверие к истории. Также отмечается, что программа по-прежнему довольно «сырая» и находится на стадии доработки — де факто пользователи соглашаются на добровольное тестирование MAX, в частности, на предмет безопасности, со всеми вытекающими последствиями.
БЕЗДУШНЫЙ ИИ
Искусственный интеллект под вывеской GigaChat-MAX оставляет о себе двоякое впечатление (по крайней мере, пока). Не секрет, что всякая нейросеть обучается на основе определённого массива данных. Типично западный ИИ в гуманитарных текстах будет восхвалять рыночную экономику, свободу слова и самовыражения, игнорируя альтернативные представления о явлениях и вещах. Китайские нейросети, например, будут избегать сложных вопросов об истории своей страны XX века. Российские нейросети, казалось бы, должны придерживаться традиционных ценностей. Но этого не происходит. Вместо «национальной» картины мира мы имеем многообразие мнений или «плюрализм».
Так, рисуя традиционную семью на картинке, GigaChat-MAX предпочитает однодетную ячейку общества с пожилыми родителями и маленьким ребёнком. В текстовом описании нейросеть делает оговорку, что многие современные общества признают разнообразие семейных моделей, включая запрещённые.
Вместе с тем, в отличие от того же «Шедеврума», искусственный интеллект отечественного супермессенджера абсолютно не стесняется советской символики и эстетики. С подачей прикладной информации наподобие расписания поездов и актуальной стоимости товаров и услуг у сервиса MAX всё в порядке: эту информацию он отражает максимально объективно.
О ПЕРСПЕКТИВАХ
В отличие от популярных платформ со всемирным охватом мессенджер MAX призван выполнять свой специфический круг задач, в который не входит ни «завоевание мира», ни мифическая «самоокупаемость». Если продвижением платформы всерьёз занялись на уровне главы государства, медленно, но верно она станет основной программой для делового общения школьников, студентов, государственных и муниципальных служащих всех мастей. Что же касается искренней народной любви, спрогнозировать её завоевание на данном этапе практически невозможно: при отсутствии альтернативы «роман с Максом» у простых интернет-пользователей будет вполне содержательным, а при её наличии выбор падёт на самый удобный и функциональный сервис.
Сергей Рунько







