Поток информации подобен цунами: каждый день он буквально накрывает всех нас. Современная жизнь — это сплошное преодоление информационного шума и ежедневный прорыв через тысячи гигабайтов информации. В результате выросло сразу несколько поколений, которым свойственно клиповое мышление, которому присуще восприятие любой информации образно, буквально «ухватывая» только главное. О том, стоит ли с этим явлением бороться, мы поговорили с психологом Андреем Андреевым.

СЛОЖНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ

Обычно клиповое мышление приписывают поколению Z («зуммеров») — людям, рождённым с 1995 по 2010 годы. Также считается, что оно типично для более молодого поколения «альфа» — тех, кто родились в 2010-х. Для представителей этих поколений характерно активное использование технологий, начиная с достаточно раннего возраста. Этому предшествовало поколение «бумеров», «иксеров» и «миллениалов» — они взрослели и формировались, развивая и используя абстрактно-теоретическое мышление, оперируют они отвлечёнными понятиями и делают сложные умозаключения.

«В Советском Союзе люди искали информацию самостоятельно и дотошно, а телевизор транслировал ограниченное число каналов. Люди покупали газеты, брали книги в библиотеке. Изменение идеологии и экономической модели русского человека привело к выплеску разнообразной информации. Техника стала доступной, произошёл переизбыток сведений. Это и дало толчок появлению поколений с клиповым мышлением. Это некая защита мозга от такого переизбытка. Чтобы не «закипеть», мозг воспринимает её поверхностно, выборочно, поэтому информация не поддаётся глубокому анализу, происходит быстрый срез», — объясняет психолог Андрей Андреев.

Хорошо это или плохо? Психологи отмечают, что в зоне риска люди, которые родились в нулевых-десятых годах, так называемые «зуммеры» — у них чаще возникают трудности с восприятием и анализом информации. Функция защиты мозга от переизбытка информации ценна, но маленький человек с клиповым мышлением перестаёт уметь работать с информацией, а значит, запоминать новое ему становится сложнее, выстраивать причинно-следственные связи — тоже. Одними из первых проблему заметили учителя.

«Педагоги просят находить ключевое в небольших отрывках текстов, многим детям это удаётся с трудом. Ребятам бывает тяжело сконцентрироваться даже на сюжете рассказа, для них это неинтересно, у них нарушена волевая регуляция концентрации внимания», — объясняет Андрей.

Часто ребёнок может понимать происходящее вокруг, людей и явления не совсем корректно. Начинает страдать учёба, ведь обучение предполагает анализ и запоминание больших объёмов информации. Под ударом и коммуникативная сфера, ребёнок быстро перескакивает с темы на тему, не умеет слушать другого человека, не углубляется и не вникает в услышанное. В дальнейшем это может перерасти в серьёзные трудности в профессиональных и личных взаимоотношениях.

ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

«Меняется человек, а вместе с ним информация. На смену длинным информационным программам о социуме, природе, экономике пришли короткие видеоролики. СМИ стараются упаковать новости компактно, поскольку в сжатый тайминг нужно умещать много разных инфоповодов, этому требованию стремится соответствовать и массмедиа культура», — продолжает психолог.

«Шортсы», «рилсы», «сториз» и подобные короткие видеоролики популярны среди современной молодёжи. Листая ленту, за минуту можно просмотреть семь таких роликов, скролля те, что не вызывают особого интереса.

«Всё, что видит мозг, это сгусток каких-то картинок, образов, которые чаще всего не несут в себе никакой смысловой нагрузки, а мозг расслабляется и отвыкает глубоко анализировать. Поэтому родителям очень важно компенсировать такое времяпрепровождение ребёнка чтением, обсуждением разнообразных ситуаций, тогда негативное влияние клипового мышления удастся нивелировать», — поясняет Андрей.

НО ВСЁ ЛИ ТАК ПЛОХО?

Психологи отмечают у клипового мышления ряд плюсов: оно позволяет ускорять работу с информацией, человек становится приспособлен к многозадачности. И это тоже особенность нового времени. Проще говоря, мы ускоряемся, адаптируемся под новые требования. При этом часто в ущерб себе. Многозадачность влечёт за собой трудности в сосредоточении на одной цели, человеком не воспринимаются длинные тексты, информация забывается так же быстро, как и усваивается. Есть ряд рекомендаций, как этому противостоять. Причём советы актуальны как для детей, так и для подростков.

Совет первый: развивать критическое восприятие информации. Такой подход основывается на нарочитом создании противоречий и размышлении над ними. Например, Бетховен — гениальный музыкант, композитор, при этом — глухой.

Совет второй: написание изложений и сочинений. Необязательно делать это, когда диктует школа, можно вести наблюдения ежедневно и делать краткие записи с детальными воспоминаниями увиденного.

Совет третий: нужно больше читать, и литературу разнообразную, на контрасте. Классика и научно-популярные издания. Просмотр различных экранизаций и театральных постановок, отечественных и зарубежных, художественных произведений также будет способствовать развитию критического мышления, поможет сформировать индивидуальное мнение, оценивание.

Совет четвёртый: участие в дебатах и диспутах. Такой формат обсуждения нередко используется современными педагогами. Споры на актуальные темы помогают участникам подбирать аргументы за и против, коммуницировать и подкреплять свои высказывания примерами. Кстати, вспомните, именно диспуты были самым популярным видом классных часов в школах в девяностые.

«Не забывайте о цифровой гигиене, давайте ребёнку и себе информационные паузы. Отдых от лент в соцсетях, мессенджеров и гаджетов пусть и не обеспечит перестройку от клипового типа мышления, но однозначно пойдёт на пользу. Рисование, прогулки или физические упражнения помогут избавиться от информационного и визуального шума и тренировать мозг», — резюмирует психолог.

Кристина Бадина