О Великой Отечественной войне можно и нужно судить не только по официальным документам, сводкам и строкам в учебниках. Письма с фронта дают более яркое, эмоциональное и в каком-то смысле более правдивое представление о тех страшных, трагических и великих годах. Этим выпуском мы открываем публикацию избранной фронтовой переписки, сохранившейся в семьях жителей нашего округа или когда-то опубликованной в местной печати.
«Обо мне не плачьте...»
Письмо родным красноармейца Хендриха Юрачёва. 17 декабря 1941 года. Написано на трофейном немецком бланке.
«Здравствуйте, дорогие мама и сёстры Галя, Мая и Мирослава! Шлю вам свой пламенный красноармейский привет. Вопервых, я вам сообщаю, что сейчас нахожусь на фронте. Вот уже с первого декабря нахожусь в боях с немецкими фашистами. Вы, наверное, хорошо знаете, что немцы окружили нашу столицу и уже совсем близко подошли к Москве. Сейчас мы их гоним без остановки, немецкие фашисты удирают из наших городов и сёл, оставляя своё оружие и своих убитых. Мы заняли много сёл, но обогреваться нам негде, немцы в сёлах не оставляют ни одного дома, всё сжигают. Население остаётся без пищи и жилья. Я себя чувствую хорошо, здоров. Скоро, наверное, немцев выгоним из своей страны и тогда, может, удастся нам снова жить вместе. Обо мне не плачьте. (...) Покуда до свидания, остаюсь ваш сын и брат Хендрих. Описал бы я вам всё подробно, но сами знаете, в каких я условиях. Скоро пойдём на отдых, тогда опишу всё подробно».
Письмо сержанта Кузьмы Терехова, написанное матери Хендриха Юрачёва. 23 февраля 1942 года из-под Ржева: «Здравствуйте, Мария Ивановна! Посылаю я вам и всей вашей семье горячий боевой привет. Пишу письмо под разрыв артиллерийских и миномётных снарядов. Сегодня день 24-й годовщины РККА. Мы справляем этот день суровой обстановкой на фронте. В этот день наше подразделение нанесло врагу много чувствительных ударов. Немецкие изверги в этот день увидят всю силу Советского Союза и всю мощь Красной Армии. В этот день ваш сын стоял на боевом посту и погиб смертью храбрых, защищая свою Родину. Он погиб героической смертью храбрых. За его смерть товарищи поклялись отомстить. (...) Постарайтесь увидеть фильм «Разгром немецких войск под Москвой». Там и ваш сын участвовал».
«Отец не отстаёт от сына»
Письмо жительнице Загорска Елене Беляевой от командира части, где служит её муж Алексей Беляев. Опубликовано в газете «Вперёд» 3 февраля 1945 года: «Здравствуйте, Елена Фёдоровна. Большие бои мы вели летом этого года, ещё большее наступление, как вам известно из газет, предпринято Красной Армией сейчас. Не выходит из боёв и наша часть. Я рад сообщить, что ваш муж А. А. Беляев показывает образцы мужества и отваги. Под ураганным огнём, рискуя жизнью тов. Беляев быстро восстанавливает связь, давая возможность командиру бесперебойно руководить подразделением. Я не помню случая, чтобы связь работала плохо, отказала в бою по вине тов. Беляева. Своё дело он знает мастерски. В перерывах между боями он кропотливо обучает молодых воинов, передаёт им свой опыт. Участник двух войн, лучший боец подразделения Алексей Афанасьевич Беляев помогает командирам в воспитании бойцов. Бойцы и офицеры любят и уважают его. Алексей Афанасьевич часто рассказывает, как воюет его сын. Можете, Елена Фёдоровна, написать ему, что его отец, несмотря на годы, не отстаёт от сына и так же честно выполняет свой священный долг перед Родиной. Родина ценит своих сынов и по заслугам отмечает их боевые дела. Ваш муж награждён орденом Красной Звезды, медалью «За отвагу» и знаком «Отличный связист». Пишу я вам для того, чтобы вы знали, как воюет ваш муж, — а то он, боюсь, поскромничает и не напишет того, что жене знать не надобно. День победы не за горами. Скоро мы с победой вернёмся домой. От всего сердца желаю вам счастливой встречи и счастливой семейной жизни! Гвардии майор В. Федосеев».
«В боях под Яссами был ранен...»
Письмо загорчанина Юлия Горшкова школьной подруге. 11 февраля 1945 года, Венгрия: «Адиля, здравствуй! Ты, конечно, удивишься, прочитав это письмо. Пишет тебе твой старый товарищ по школе Юлик Горшков. Я часто вспоминаю последний учебный год и мне кажется, что это было совсем недавно, только вчера, — но всё это только кажется. За спиной четыре года суровой солдатской жизни с радостью побед и горечью неудач. Сейчас я нахожусь на 2м Украинском фронте, с боями прошёл всю нашу Украину, Бессарабию, всю Румынию и сейчас нахожусь в столице Венгрии Будапеште. В боях под Яссами был ранен, но сейчас снова в строю. На фронте я вступил в партию и сейчас я член бюро нашей организации. Адиля! Находимся мы на чужой стороне вдалеке от Родины, родной речи не слышно и поэтому очень радостно получать письма из родных мест. Ты понимаешь, с каким нетерпением я буду ожидать от тебя ответа. Пока всё! Получу письмо, напишу побольше. До свидания. Крепко жму руку!» Юлий Горшков вернулся с фронта, прожил долгую жизнь, работал на ЗОМЗе.
«Больше не ловишь лбом пули»
Письмо Анатолия Шиханова в Загорск родителям. 8 июня 1945 года, Германия: «Только что получил ваше письмо, которое вы послали 28 мая. Да, папа, очень печально, что нет никаких изменений в улучшении жизни после войны и так, вероятно, будет весь этот год. После всей разрухи не такто просто наладить нормальную жизнь. Но для нас конец войны был большой радостью и облегчением. Раньше ни о чём не думалось, кроме как о спасении своей жизни. Голова была дороже всего, дороже всякой награды. И вот она пока осталась на месте. Конечно, что будет дальше, никто не знает, может быть много сюрпризов. Но всё же не спишь больше в окопах и не ловишь лбом пули. Ничего нет удивительного, что завод до сих пор вырабатывает продукцию военного времени. Ведь прочного, гарантирующего полную безопасность мира ещё нет... Ну, пока всё. До свидания. Крепко целую». После войны Анатолий Шиханов вернулся домой.
«Ждите меня с победой!»
Письмо Бориса Карпова с фронта, 20 марта 1945 года. «Здравствуйте, моя дорогая жена Тоня и милые дети Вова, Слава и Таня! Шлю вам свой сердечный привет и крепко, крепко всех целую. Вопервых, сообщаю, что пока жив и здоров, легко ранен в щёку, но из строя не вышел, остался в бою и сейчас почти уже царапины зажили. Тоня, нашёл свободную минуту и решил написать письмо. Такая напала тоска и грусть, что не знал, куда деться. Вот уже третий месяц, как мы ведём горячие бои без отдыха. Пошёл третий день, как штурмуем один из немецких городов, от которого остались одни развалины: наша прекрасная артиллерия хорошо поработала. Как возьмём этот город, наверное, выйдем на отдых. Милая Тоня, как рвётся моё сердце к вам, как хочется видеть вас, но ничего не поделаешь, войну кончать надо, врага добить надо, и тогда уж с победой, жив буду, вернусь. А жить мы будем в сто, а то и больше раз лучше, чем жили, горе и счастье будем делить пополам. Ждите меня, я вернусь с победой. Целую ещё раз крепкокрепко и жду с нетерпением писем от вас». Семья дождалась Бориса Карпова с фронта.
Подготовил Александр Кондратьев







