Валерия Федоровна Теплова родилась в Кронштадте, а потом с родителям переехала в Ораниенбаум. Там семью и застала Великая Отечественная война. На тот момент ей было шесть лет, старшему брату — одиннадцать, а младшей сестрёнке всего три года. Скоро маленькую Леру отправили к бабушке в Кронштадт. 

«Когда началась война, меня с последним катером перевезли к бабушке в Кронштадт. А моему брату пришлось хоронить и папу, и маму. Они умерли от голода в апреле 1942 года», — вспоминает Валерия Фёдоровна.

Дело в том, что Ораниенбаум практически не снабжался, поскольку буквально в километре проходила линия фронта. Местные выживали как могли. Когда 11-летний Герман похоронил маму, а через 10 дней и отца, попросил, чтобы его отвезли в Ленинград. Мальчика хотели пристроить в детский дом, но он наотрез отказался и до конца войны работал в блокадном Ленинграде.

В Кронштадте Валерия жила несколько месяцев, пока не удалось эвакуироваться в Сибирь. 

 

 

«Самое страшное, конечно, было — это первые бомбёжки. Завывание сирены, убежище в доме напротив. Народу было очень много, из подвала шли испарения, спали мы на нарах в два этажа. Со снабжением в Кронштадте было терпимо, карточки отоваривали. Хоть и маленькие пайки, но были», — рассказывает Валерия Теплова.

Страшно вспомнить, но её, бабушку и сестрёнку из блокады вывозила тётя, которой самой на тот момент было всего восемнадцать. Сначала она забрала трёхлетнюю малышку, преодолев по непрочному апрельскому льду Финский залив, а в июле пристроила всю семью на баржу с другими беженцами. 

«Эвакуировали только по ночам на самоходной барже. Было очень страшно: со стороны Петергофа немцы стреляли, а наши засекали и ответным огнём. Привезли на другой берег в Лисий Нос, где уже стояли товарные поезда», — рассказывает Валерия Фёдоровна.

Трудная дорога с долгими остановками запомнилась маленькой Валерии как трудный и страшный этап. Приходилось пропускать многочисленные эшелоны с ранеными. В небольшое село Малая Бобровка они приехали только поздней осенью. Это была глухая тайга, а до райцентра — 30 километров. Туда в 1946 году пришлось идти пешком за документами, когда после Победы от дяди из Кронштадта пришёл вызов вернуться.

«Было страшно, потому что в тайге скрывалось много дезертиров, которые нападали и грабили.  За день мы дошли, преодолев 30 километров, где не было ни одного населённого пункта, до Большой Бобровки. Переночевали там и на следующий день вернулись в свою деревню», — говорит Валерия Фёдоровна.

 

 

Когда семья вернулась в Кронштадт, девочки пробыли там недолго. В тот же год их отправили в детский дом в Ленинграде, который Валерия Фёдоровна вспоминает с теплом и любовью. До сих пор она хранит в фотоальбоме фотографии ставшего родным детского дома. 

Окончив там семь классов, Валерия поступила учиться в педагогическое училище в Ленинграде и жила при нём в интернате. Так жительница блокадного Ленинграда стала учительницей начальных классов. Сначала преподавала там же, в Ленинграде, а потом вышла замуж за военного и начались многочисленные переезды и путешествия по стране.

Сейчас у Валерии Фёдоровны три внука, три внучки и двое правнуков. Супруг умер вскоре после переезда в Сергиев Посад. А сама Валерия Фёдоровна часто наведывается к родственникам в Кронштадт и каждый раз смотрит на окна теперь уже чужой квартиры, где провела трудные дни блокады. 

Несмотря на трудную жизнь и потери, Валерия Фёдоровна не унывает: ходит в храм, а прошлым летом даже съездила самостоятельно за грибами и набрала опят. Говорит, что вера и пост дают ей силы и здоровье.

27 января — День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. В 1944 году в ходе Ленинградско-Новгородской стратегической наступательной операции были разгромлены немецко-фашистские войска под Ленинградом и окончательно снята 872-дневная блокада города. Блокада Ленинграда продолжалась с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.