В этом году собрание Сергиево-Посадского музея-заповедника пополнилось большим количеством архивных документов, связанных с личностью Гурия Сидорова-Окского, который в середине прошлого века занимал должность директора учреждения, тогда ещё Загорского музея-заповедника. Особый интерес представляет именно творческая сторона его жизни.

В самом начале в редакцию «Вперёд» обратились потомки Гурия Александровича и рассказали о сохранившемся архиве Сидорова-Окского. В нём был зафиксирован буквально каждый шаг созидания — начиная от рукописей и заканчивая вырезками из газет с рецензиями на опубликованные новеллы. Первыми уникальную коллекцию артефактов смогли оценить журналисты «Вперёд».

За свою жизнь Гурий Александрович достиг успеха сразу в нескольких творческих направлениях, и именно про таких людей придумали поговорку «Талантливый человек талантлив во всём». Даже оформлен архив с предельной аккуратностью — всё в альбомах, всё подписано — можно не гадать, а путешествовать по нему, как по страницам энциклопедии.

Гурий Сидоров-Окский родился в позапрошлом веке, в 1899 году в семье учителя и с детства впитывал в себя всевозможные знания. Первый большой труд его как литератора приходится уже на период советской власти. В 1918 году он опубликовал книгу стихов «Расколотое солнце».

Небольшие прозаические произведения (очерки, рассказы, фельетоны) были востребованы в самых популярных изданиях того времени: «Вечерняя Москва», «Красноармеец», «Крокодил» и других

В 1926 году Гурий Александрович попробовал себя в написании пьес для московских театров: первыми постановками стали «Белый передник» и «Семейное счастье». Эти же тексты были выпущены отдельно в книжном формате. И они, и афиши к спектак лям, и отзывы — всё хранилось в архиве и не утратилось последующими поколениями.

К текстовому творчеству позже добавились и другие жанры. Гурий Александрович окончил Высшие художественные курсы АХРР (Ассоциация художников революционной России. — Ред.) и профессионально занялся скульптурой. В одном из альбомов архива собраны фотографии его работ из дерева, гипса и бронзы. Одни из самых необычных — фигуры африканских женщин.

К слову, и в фотографическом искусстве Гурий Сидоров-Окский тоже преуспел: даже написал пособие по объёмно-барельефной обработке фотографий — на основе собственного метода. В архиве этой работы не оказалось, по этому полюбопытствовать, в чём именно состоит ноу-хау, можно, например, в читальном зале Российской государственной библиотеки.

В другом альбоме собраны чёрно-белые фотографии, немалая часть из которых сделана в Троице-Сергиевой лавре.

Листая его, можно, к примеру, узнать, что в 1958  году монастырь посетила туристическая группа артистов французского балета

С 1950 года у Гурия Александровича началась новая глава творчества. Одновременно с назначением его руководителем Загорского музея-заповедника сместились и творческие приоритеты. Автор стал больше писать для младшей аудитории. Широкое распространение получила книга «На нашем дворе», в которую вошли шесть рассказов о советских детях. Заглавный рассказ — это история о том, как пионерская четвёрка научила вежливости задир и грубиянов-мальчишек. Тираж составил 30 тысяч экземпляров.

Охотно Гурий Сидоров-Окский проводил читательские конференции. Газетным репортажам с прошедших встреч в его архиве посвящён целый альбом. В 1959 году в Хотьковской детской биб лиотеке состоялся слёт юных друзей книги, в котором приняли участие более ста человек. Зная интерес молодых читателей к таким мероприятиям, автор всегда готовил литературные игры по своим рассказам.

Среди наиболее эксклюзивных предметов архива — автограф Владимира Маяковского. Дарственная надпись была нанесена на обложку брошюры с поэмой «Человек», но осталась только её фотокопия. Оригинал Гурий Александрович в 1940 году передал в библиотеку-музей поэта. А фраза там была следующая: «Пиши, старик, как сказал Тургенев Толстому».

К слову, за свою жизнь Гурию Александровичу довелось встретиться и с Есениным, и с другими классиками.

В архиве также есть сборник набольших повседневных заметок и стихи для друзей, вручную набранные на печатной машинке. Они раскрывают Гурия Сидорова-Окского в том числе и как поэта-лирика:

«Прими же мою благодарность

За ласковый вечер, подаренный мне…

За щедрую нежность, за радость

Вернуться к давно позабытой весне!»

Большая заслуга потомков, что этот архив с годами не растерялся и не уничтожился. Несмотря на то что Гурий Сидоров-Окский не является коренным жителем города, он оставил большой след в истории Сергиева Посада.

P. S. Коллекция раритетов была внимательно изучена нашей редакцией и затем, согласно пожеланиям родственников, передана в Краеведческий отдел Сергиево-Посадского музея-заповедника. Этот архив уже в ближайшем будущем будет задействован в выставочной работе, и сергиевопосадцы смогут ближе познакомиться с талантливым земляком из прошлого.

Вячеслав Белов

Фото: Дамир Шавалеев