Народный художник РФ Евгений Захаров почти 70 лет пишет одни и те же городские пейзажи, и каждый раз из-под его кисти выходят работы, которые высоко оценивают коллекционеры. В чём секрет мастера, мы обсудили с ним самим, с его коллегами и почитателями таланта на выставке «Вера и восторг», которая открылась на прошедшей неделе в Доме художника на улице Шлякова.

ФЕНОМЕН МАСТЕРА

Когда-то, лет двадцать назад, картины Евгения Захарова казались своего рода авангардом на фоне классических пейзажей. Тёмные краски, повторяющиеся сюжеты — всё это выделяло и продолжает выделять работы художника, которые можно узнать из сотни и даже тысячи других. За многие годы он не утратил интерес к теме старого города, но теперь на фоне преобладания салонной живописи, современного искусства, инсталляций и смешанных техник его творчество уверенно занимает место в ряду классической живописи.

Это признают и обычные зрители, и профессионалы в сфере искусства: в 2008 году Евгений Захаров получил звание народного художника РФ. На сегодняшний день он единственный живущий в Сергиевом Посаде мастер, имеющий это высшее звание. Что же отличает настоящего художника от человека, просто умеющего рисовать?

Евгений Захаров считает, что настоящий художник несёт свое мировоззрение через свои работы.

«Есть писалки, рисовалки, их работы продаются, и это не плохо. А вот художнику всегда есть, что сказать людям», — говорит Евгений Захаров. То есть полотна настоящих мастеров выполняют значительно большую функцию, нежели картины, просто украшающие интерьер.

«ПО-ДРУГОМУ НЕ УМЕЮ»

«По-другому не умею», — так говорит о своём творчестве народный художник России Евгений Захаров. В своих картинах он использует тёмные краски, при этом мастерски наполняя их внутренним светом.

«Кто-то говорит, что у него тёмные краски, а для меня всё наоборот, для меня его живопись очень светлая и вот эти вот тёмные тона создают оптимистичное настроение», — сказал Валерий Воробьёв, председатель правления Сергиево-Посадского отделения Союза художников России.

Интересно, что на пейзажах Евгения Захарова почти нет фигур людей. Художник объясняет это тем, что изображение человека на холсте в окружении природы придаёт некую обыденность и бытовщину. Вероятно, это мешает автору вложить свою душу в изображённый на полотне сюжет.

«В пейзаже можно выразить всё. И время, и эпоху, и свою грешную душу. Рисунок — это зеркало души того, кто его делает», — считает Евгений Захаров.

Темой своих пейзажей он вот уже почти 70 лет выбирает разные уголки нашего города. Кажется, только Келарский пруд и Овражный переулок писал бессчётное количество раз. Сам автор признаётся, что за многие годы он не потерял интерес к этой, казалось бы, узкой теме. А присутствовавшие на выставке отметили, что тема его творчества может быть и узкая, зато внутренний мир и взгляд художника широкие.

«Прихожу на знакомое место так, как будто первый раз его вижу. И каждый раз я по-новому воспринимаю один и тот же вид. Меняется город, меняется погода, времена года. И меняется психика человека, моя тоже, меняется восприятие», — перечисляет живописец.

УЧИТЕЛЬ, КОТОРОГО ПОМНЯТ

Евгений Захаров — художник, известный не только в нашем городе. Ученик легендарного Леонида Кузовкина, он сам больше 20 лет преподавал в бывшем университете имени Крупской.

На открытие выставки приехал бывший коллега Евгения Захарова, преподаватель живописи в Государственном университете просвещения (бывший педагогический имени Крупской). Виталий Попов — тоже народный художник России, живёт в городе Королёв.

«Наблюдал, как он работает со студентами. Несмотря на больные ноги, он всё время вставал, чтобы что-то поправить, всегда был неравнодушен к тому, что делает. И в творчестве его есть своё, ярко выраженное лицо. Это очень важно для художника, чтобы, не читая имени, его работы узнавали», — сказал Виталий Попов.

ПЕВЕЦ ИСЧЕЗАЮЩЕГО ГОРОДА

Евгений Захаров — певец исчезающего города. В каждой своей картине он пытается уловить сюжеты уходящей эпохи, вызывает у читателя тревожное чувство тоски по деревянным домам, старым улицам и переулкам, многие из которых давно разрушены и увидеть их можно теперь только на картинах и старых фотографиях. В этом смысле работы художника имеют не только художественную, но и историческую ценность.

Эта выставка — редкая возможность погрузиться в мир классической школы живописи и посмотреть работы автора, которые уже сейчас высоко ценятся. Как грустно шутят сами живописцы, обычно мастера начинают ценить только спустя 70 лет после его ухода из жизни. Евгений Захаров в этом отношении феноменальный человек, который к тому же в свои 85 лет продолжает писать с натуры, выбирая тихие провинциальные пейзажи Переславля-Залесского и Сергиева Посада.

Екатерина Белякова

Фото: Дамир Шавалеев