Из года в год мошенники становятся всё более изобретательными. Наиболее ушлые действуют группами и разыгрывают целые спектакли. Житель Сергиева Посада недавно стал жертвой их сверхпродуманной «многоходовочки».

Будний день, 11 утра. Михаилу звонят с незнакомого номера: «Здравствуйте, беспокоим с пересылочного пункта «Почты России». Заказное письмо из налоговой на ваше имя, но не указан способ доставки», — сказал мужской голос и предложил выбрать способ получения.

«Меня насторожило существование подобной процедуры, — рассказывает Михаил. — Голос принялся убеждать, я сказал, чтобы прислали по месту жительства, но адрес не назвал. Голос ответил, что для подтверждения нужен код из сообщения. В этот момент на мой телефон посыпались СМС. Я продиктовал тот, что пришёл по линии «Почты России», но услышал в ответ: «Это номер трека, он не нужен, назовите другой». Я назвал другой, не обратив внимания, что он пришёл не от «Почты России», а по линии «Госуслуг». Собеседник попросил немного подождать, пока система обработает подтверждение. Вдруг в трубке на заднем плане отчётливо прозвучала фраза, произнесённая с говором одной из недружественных нам стран: «Ты что сделал? Ему сейчас письмо придёт, он догадается!».

«Я тут же бросил трубку, открыл электронную почту и увидел свежее письмо о том, что на мой аккаунт зашли с IP-адреса, зарегистрированного за рубежом, — рассказывает Михаил. — Поняв, что меня взломали, рванул в полицию. Пока бежал, набрал номер горячей линии, указанный в письме. Там мне сообщили, что мой аккаунт заблокирован до восстановления доступа. В этот момент мне пришло второе письмо с подтверждением блокировки».

Из полиции Михаил отправился в МФЦ за выпиской о последних действиях на «Госуслугах». Затем снова в УМВД писать заявление о краже персональных данных. Вернувшись на работу и успокоившись, он решил попробовать войти в аккаунт по новому паролю, полученному в МФЦ. Сделать это не получилось. Тогда Михаил снова открыл первое письмо и набрал номер горячей линии.

10 уголовных дел по факту мошенничества возбуждено в нашем округе за последнюю неделю

Здесь нужно сделать ремарку: как позже выяснилось, и само письмо, и номер телефона, указанный в нём, принадлежали мошенникам.

«Когда вы съездили в МЦФ, там открыли доступ не только вам, но и мошенникам, — теперь у них все ваши данные. Мы должны запустить восстановление вашего аккаунта, соединяем с техслужбой», — прозвучало в трубке. «Техслужба» заявила, что дела Михаила плохи: мошенники могут в любой момент начать оформлять кредиты, лицевые счета и так далее.

«Мне сказали, что все кредитные организации не проверить, но каждая банковская операция проходит через Центробанк. Как физлицо, я не могу туда обратиться, но у «Госуслуг» такая возможность есть, ждите на линии. Минут через пять меня соединили с сотрудником Центробанка, попросив вести разговор из уединённого места. Обосновали требованиями безопасности», — продолжает Михаил.

После длительного разговора девушка перевела беседу в мессенджер. Прислала договор на проведение проверки и под предлогом подтверждения личности убедила по видеосвязи показать раскрытый паспорт рядом с лицом.

«Я уже верил всему, верил, что они хотят меня вытащить из ситуации, в которую я свалился, — рассказывает Михаил. — От меня потребовали чёткого соблюдения всех инструкций: в ближайшие дни не выполнять никаких финансовых операций, не менять банковские карты, не менять контакты, сообщать им обо всех поступлениях свыше 50 тыс. рублей и никому не рассказывать о происходящем. В противном случае они не смогут мне помочь».

Следующий сеанс помощи был назначен на утро, так как рабочий день заканчивался. Девушка по мессенджеру предупредила, что могут позвонить из ФСБ, так как дело серьёзное. Звонок последовал через несколько минут.

«Якобы сотрудник ФСБ заявил, что я могу сесть за госизмену, так как открыл разведке недружественной страны доступ в государственный портал. Он потребовал оперативно решать вопрос с банками, докладывать ему по телефону обо всех действиях и добавил, что теперь мой номер будет прослушиваться. Сказал ещё, что через несколько дней меня вызовут «в кабинеты» для выяснения состава моего преступления», — рассказывает Михаил.

После работы, уже находясь дома в крайне нервном состоянии и отказываясь объяснять что-либо родным, Михаил почему-то решил сравнить номер горячей линии из электронного письма с номером на сайте «Госуслуг». Цифры отличались.

«С чужого телефона я позвонил на портал, рассказал всё оператору и услышал: «У нас только один номер телефона, мы ни с кем не соединяем, ни с какой технической службой и уж точно с Центробанком». И тут я понял, что всё это был спектакль. Утренний звонок, голос с акцентом, чтобы я кинулся проверять почту с фальшивым письмом. Всё было разыграно для того, чтобы я сам позвонил по ложному номеру и доверился мошенникам», — резюмирует Михаил.

Он тут же вызвал полицию и сообщил о случившемся. Настоящий оператор портала «Госуслуг» порекомендовал Михаилу утром снова обратиться в МФЦ, так как накануне доступ к его аккуанту по непонятной причине так и не был восстановлен. Михаил так и сделал, а заодно перевыпустил банковские карты и запретил банкам выдавать ему кредиты без его личного присутствия. Ошибка Михаила в этой истории, в принципе, понятна.

Важно, что он сделал правильно: в самом начале обратился в УМВД и зафиксировал факт кражи персональных данных, который действительно имел место в этой истории. Теперь, даже если мошенники успели где-то успешно оформить кредит, у него есть весомый козырь перед возможными кредиторами

История показывает, как легко порой принять мошенников за доброжелателей и оказаться в их «паутине». Они грамотно используют приёмы психологического воздействия, вводят в заблуждение вежливостью и грамотной речью, держат внимание жертвы, не дают опомниться.

Чтобы не попасться на их уловки, следует игнорировать неизвестные номера телфонов, перепроверять поступающую информацию и изучать памятки, которые распространяет полиция. А в подозрительных случаях — не теряя ни минуты, обращаться к правоохранителям.

Как уберечь себя и близких от действий мошенников

Запомните и расскажите близким: ни при каких обстоятельствах нельзя сообщать по телефону кому-либо пароли, коды из SMS, номера банковских карт или трëхзначные коды на обороте. Необходимо немедленно прервать разговор, даже если по телефону представляются сотрудником банка, силовых структур или других государственных органов.

Обратитесь к мобильному оператору сами и подключите родственнику функцию «Блокировка спам-звонков».

Рассмотрите возможность подключения лимита на перевод наличных средств — такая услуга есть во многих банках. Это поможет сохранить деньги, даже если мошенническая схема сработает на уровне звонка.

Вячеслав Белов