«Сергiевскаго посада купецъ Андрей Петровичъ Овчинниковъ / Скончался 21 мая 1810 года, житiя его было 39 лѣт отъ роду, погребенъ 24 мая при церкви / Миръ праху твоему». Такая надпись выгравирована на восстановленном надгробье могилы, которая некогда существовала на Никольском кладбище, но со временем была утрачена.

Старые захоронения, если за ними долго никто не ухаживает, иногда бесследно исчезают в истории. Но в случае с Андреем Овчинниковым это не стало препятствием, чтобы установить современных потомков купца и заново увековечить память о нём для будущих поколений.

Исследовательскую работу проделал историк и краевед Михаил Конкин. Он с детства по крупицам собирает в архивах сведения о жителях Сергиевского посада и составляет их родословные. Изучение метрических книг (книг регистрации рождений, браков и смертей в Российской империи. — Ред.) даёт свои результаты.

Купец Андрей Овчинников оказался дальним родственником коренной жительницы Сергиева Посада Юлии Афанась евой-Васильевой — если точнее, то прапрапрапрадедом по отцовской линии.

Примечательно, что Михаил Конкин ранее установил и общих предков с самой Юлией. Совпало не только родство, но и интерес к сохранению истории родного края. Вместе нашли ещё двух потомков рода Овчинниковых. Это Вадим Михайлович Овчинников, последний носитель фамилии Овчинниковых в нашем городе, как он сам себя называет, и его дочь Марина, которая приходится Юлии Афанасьевой-Васильевой семиюродной сестрой.

Человеку со стороны такие степени родства покажутся запутанными, но по факту произошло самое настоящее воссоединение семьи. Новый могильный крест общего предка, купца Андрея Овчинникова, установлен на территории Свято-Духовского храма по благословению настоятеля протоиерея Валерия (Малышкина).

Во время ритуала освящения присутствовали все установленные потомки.

«Знать своих родственников до седьмого колена всегда было святой традицией на Руси. Мы эти традиции стараемся сохранять по мере своих возможностей», — отметила Юлия Афанасьева-Васильева.

Одновременно за алтарём был установлен и новый памятник купцу, на чьи средства был построен сам Свято-Ду ховской храм. Иван Иванович Шапошников, умерший в 1863 году, также приходится дальним родственником Михаилу Конкину и Юлии Афанасьевой-Васильевой.

«В ближайшие годы в рамках Стратегии развития Сергиева Посада у нас планируется немалые средства задействовать на воссоздание городской истории. А мы сейчас аккумулировали собственные ресурсы, чтобы показать пример всем жителям, как можно беречь память о своих корнях», — сказала Юлия.

На кладбище погребён и другой её предок — Георгиевский кавалер, Герой Первой мировой войны Марк Прокофьевич Васильев. Его портрет Юлия Афанасьева-Васильева подарила отцу Валерию в знак признательности за помощь. Никольское кладбище — это не просто место захоронений, это живой исторический памятник. Здесь покоятся защитники Отечества разных эпох, а Свято-Духовской храм был построен в честь 20-летия победы в Отечественной войне 1812 года.

С 2016 года Никольское кладбище официально признано объектом регионального культурного наследия, однако долгое время оно находилось в плачевном состоянии. В ходе обсуждений Стратегии вопрос о его благоустройстве был в очередной раз поднят активистами, и администрация округа прислушалась к предложениям краеведов. За довольно короткий срок проведены беспрецедентные работы по расчистке территории.

«Мы видим, что это уже не заброшенный участок — здесь действительно просматривается будущий парк памяти. Восстановить могилы всех, кто здесь покоится, невозможно, но возможно составить списки этих людей. Михаил Конкин идентифицировал личности уже более 2000 человек из 9000 захороненных. Очень интересная идея по созданию некой такой мемориальной плиты с перечислением всех имён или даже музея — тем более что есть фотографии, есть истории сергиевопосадцев, которые здесь захоронены», — предлагает Юлия Афанасьева-Васильева.

Теперь, когда Стратегия заставила общество по-новому взглянуть на собственную история, осознать важность её сохранения, такие места, как Никольское кладбище, постепенно переходят из статуса увядающих в статус оживающих памятников прошлому.

Вячеслав Белов