Алфавитная «экскурсия» в Сергиево-Посадский музей-заповедник продолжается, и сегодня на очереди экспонат на букву П.
Поручи являются частью богослужебного облачения православного духовенства: священника, епископа, дьякона. Они представляют собой накладные тканевые манжеты трапециевидной формы с изображением креста, которые надеваются на запястье поверх рукавов подризника или подрясника.
В средневековый период нарукавники украшали орнаментами, драгоценными накладками и жемчугом, но были также и чисто тканевые, лишённые каких-либо дополнений.
Редкими образцами русской церковной культуры являются поручи с вышитыми лицевыми изображениями – мотивами из Священного писания. Всего до наших дней дошло около двадцати поручей такого типа, шесть из них хранятся в Сергиево-Посадском музее-заповеднике. Например, нарукавник с вышитой шёлковыми и прядеными металлическими нитями сценой Благовещения и двух неизвестных святых (некоторые исследователи определяют их как мучеников Флора и Лавра). Он изготовлен в конце XV века в мастерской Софии Палеолог — второй жены великого князя Московского Ивана III и бабушки царя Ивана IV Грозного. Этот факт придаёт предмету особую историческую ценность.
Отличительной особенностью этого и других шитых произведений кремлёвских рукодельниц являются разноцветные крапинки, придающие изделиям дополнительный декоративный эффект.
Зав. отделом «Художественная культура Троице-Сергиева монастыря XIV–XVII вв.» Галина Черкашина







