В Главном корпусе Сергиево-Посадского музея-заповедника открылась выставка в рамках исторического проекта «Духовные оплоты Петра I», посвящённая роли крупнейших монастырей

Организатором проекта выступил Кирилло-Белозерский музей-заповедник совместно с Соловецким музеем-заповедником при поддержке музея-заповедника «Петергоф» в рамках ассамблеи петровских музеев России, созданной в год 350-летия со дня рождения Петра Великого, и федерального проекта «Россия, помнящая Петра». Выставка уже была представлена в Соловецком музее-заповеднике, а теперь её смогут увидеть и жители Сергиево-Посадского городского округа.
«Знаменательно, что в День знаний, 1 сентября, мы открываем выставку, посвящённую Петру I, — подчеркнула заместитель генерального директора по научной работе Сергиево-Посадского музея-заповедника Светлана НИКОЛАЕВА. — Действительно, учился сам, учил других, и для нас оставил многое: от азбуки до печатной книги, гравюры, техники и вообще примера, как на царском престоле мог оказаться вечный ученик и замечательный учитель».


Основой экспозиции стала передвижная выставка, оформленная лайт-боксами с историей трёх крупнейших монастырей — Троице-Сергиевой лавры, Кирилло-Белозерского и Соловецкого монастырей. А на выставочных стендах — свидетельства эпохи из собраний Кирилло-Белозерского и Сергиево-Посадского музеев. Здесь можно увидеть старинные монеты, сборник указов Петра I, изданный по решению императрицы Анны Иоанновны, один из экземпляров первопечатных книг — Евангелие 1697 года, подлинник отписки вологодского посадского человека Сергея Филиппова, адресованный государю, изразцы фасадов Царского чертога Троице-Сергиева монастыря.
Куратор выставки, заведующая историческим отделом музея-заповедника Татьяна ТОКАРЕВА объяснила, что выставка рассказывает об истории взаимоотношений Петра I и Троице-Сергиева монастыря, где он спасался от ужасов стрелецких бунтов.
«И начались они очень рано, с самых первых лет его жизни. Его первый приезд сюда состоялся в полуторагодовалом возрасте, второй — в трёхлетнем, — рассказала она. — И царица, и царские дети были зазорными лицами — смотреть на них было нельзя. Поэтому в нашем монастыре в Троице-Сергиевой лавре было два дворца. Мы все знаем только один, каменный — Царские чертоги. Но он предназначен для мужской половины двора. А был ещё дворец для цариц и царских детей: деревянные светлицы не сохранились».
Считается, что как раз неспокойное детство и время, проведённое в монастыре, сформировали из юного непосредственного царевича сурового и решительного императора, известного своими судьбоносными реформами.
Выставка продлится в Главном корпусе музея-заповедника по 24 сентября включительно. Вход свободный.