После взрыва, произошедшего на территории ЗОМЗа, прошло больше недели. В итоговом (несетевом) выпуске газеты «Вперёд» мы подвели некоторые промежуточные итоги событий и проанализировали их. Продолжение, начало.
ОАО «Пиро-Росс» было создано в 1994 году. Как сообщается на сайте компании, она была основана четырьмя оборонными предприятиями — ФГУП КХЗ из Краснозаводска, ФГУП ФНПЦ НИИПХ из Сергиева Посада, ФЦДТ «Союз» из Дзержинского и ФГУП «Сигнал» из Челябинска (сейчас все они вышли из числа учредителей). Если кто не помнит, в девяностых для страны был трудный период: оборонных заказов мало, бюджеты — нищенские, зарплаты и пенсии не выплачивались месяцами. Попытка организовать свой бизнес виделась выходом.
Поначалу компания представляла собой небольшое пиротехническое конструкторское бюро, но со временем к этому виду деятельности добавились и другие: разработка и производство пускового электромеханического оборудования, пиротехнических и швейных изделий, проведение фейерверочных показов и перевозка опасных грузов, производство взрывчатых веществ и обеспечение пожарной безопасности.
Всё это время «Пиро-Росс» возглавлял Сергей ЧАНКАЕВ. В 2015 году его личностью заинтересовалось издание «Коммерсантъ». В материале «Сергиев салют» рассказывается, что компания изначально занималась госзаказами по линии Минобороны, но прожить на эти деньги было трудно, поэтому, помимо салютов, «Пиро-Росс» занялось швейным делом: это направление возглавила супруга Чанкаева.
Максимального дохода компания достигла в 2015-м, потом капитал начал уменьшаться. Совпадение или нет, но в начале ноября 2015 года на предприятии прошли проверки. Управление Госавтодорнадзора по Московской области выявило 8 нарушений. Специалисты Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, которое занимается вопросами промышленной безопасности, зафиксировали 4 нарушения на 11 ноября 2015 года (информация об этих нарушениях в Едином реестре проверок отсутствует). А 9 ноября 2015 года ОАО «Пиро-Росс» удаляет из Единого госреестра юридических лиц сведения о лицензиях на разработку, производство и ремонт вооружения и военной техники.
«Ковидный» период негативно сказался на предприятии: 2021-й год «Пиро-Росс» закончило с падением доходности на 59 %, в 2022 году случился скандал с невыплатой зарплат работникам швейного подразделения, а в начале текущего года компания и вовсе провалилась в долговую яму. После рассмотрения судом коллективного иска о банкротстве от многочисленных кредиторов, в числе которых Минобороны России и Беларуси, 30 марта на предприятии была введена процедура наблюдения, а 2 апреля назначен конкурсный управляющий Алексей СУВОРОВ, который также являлся одним из истцов.
Последняя лицензия Минпромторга РФ, которую получило предприятие для продолжения своей деятельности, датирована 9 августа 2018 года. «Разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применение пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом» разрешена предприятию на 5 лет, именно столько действует лицензия согласно Постановлению Правительства РФ от 26.06.2002 N 467 (ред. от 24.09.2010) «Об утверждении Положений о лицензировании деятельности в области боеприпасов и пиротехнических изделий». Получается, у компании уже подходил срок очередной лицензионной проверки.
При этом родственники пропавших без вести рассказывают о том, что на территории предприятия о безопасности труда особо не заботились. «Муж приходил и рассказывал все события дня. Я его предупреждала, чтобы он уходил оттуда, что это всё до поры до времени, — рассказывает супруга одного из пропавших. — [Он работал] прямо на «Пиро-Россе», занимался этим порохом. Приходил домой, от его одежды пахло порохом, хотя, по идее, он должен был только ящики колотить. Их заставляли таскать ящики по сорок килограммов. Ящики семидесятых годов изготовления, предназначались для цеха, где и собирали эти салюты, они разваливались в руках. Он сам говорил, что порох мог легко воспламениться от статического электричества, там пыль пороховая была везде. И все ходили с сигаретами, никаких даже запрещающих знаков. Не огорожено ничего. Полный бардак».
Продолжение следует







