Если вас интересует тема христианского искусства или вы просто хотите увидеть редчайшие артефакты, реликвии и святыни — обязательно посетите крупнейший музей Русской православной церкви «Церковно-археологический кабинет» Московской духовной академии, где хранится огромная коллекция произведений разных направлений церковного искусства. Хранитель экспозиции музея Екатерина ПУГАНОВА рассказала нашим корреспондентам об истории уникального хранилища, проектах и интересных находках.

 

Царские чертоги

«Церковно-археологический кабинет» находится на территории Троице-Сергиевой лавры в здании Царских чертогов. Исторически на его месте был деревянный путевой дворец, где на время богомолья останавливались представители династии Романовых. При Петре I чертоги отстраиваются в камне, а во время правления его дочери, Елизаветы Петровны, украшаются лепниной и резным декором. Когда в 1814 году из Москвы на территорию Лавры была переведена Московская духовная академия, залы Царских чертогов стали использоваться под общежитие и классы для студентов. Со временем по ходатайству преподавателя Академии Александра ГОЛУБЦОВА сюда же из библиотеки переместили собрание древних книг, картин и предметов церковного искусства. Это коллекция регулярно росла и пополнялась вплоть до начала революции 1917 года.

«Традиция создания таких «Церковно-археологических кабинетов» при крупных духовных учебных заведениях в России ведёт начало со второй половины XIX века, что было вызвано большим интересом к церковной археологии и древнерусскому искусству. На эту темы собирались археологические съезды, проводились работы по раскрытию древних фресок и икон, в учебную программу вводились дисциплины по церковной археологии и литургике, а при духовных Академиях в Москве, Киеве и Санкт-Петербурге открывались аудитории, где студенты могли видеть произведения христианского искусства», — рассказывает Екатерина Пуганова.

После 1918 года экспонаты были вывезены из здания, часть из них перешла в собрание Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника. Период возрождения ЦАКа следует относить к 1950-м годам, когда по благословению патриарха Алексия I (Симанского) вновь начинает собираться до сих пор разрозненное и частично утерянное собрание. Вклад Предстоятеля Русской православной церкви в это предприятие был очень значимым. К этому периоду относится множество переданных им в дар музею икон и картин, а также упоминается денежный фонд, на который проводилась закупка будущих экспонатов. Кроме того, коллекция регулярно пополнялась вкладами как церковных иерархов, так и простых людей, передававших в музей семейные иконы или произведения церковного искусства. 

«К сожалению, полный музейный учёт в то время практически не вёлся, что на сегодняшний день значительно затрудняет процесс атрибуции экспонатов. Как правило, мы не знаем имя вкладчика или из чьего собрания поступил предмет. Это большая удача, если нам удаётся что-то идентифицировать по старым книгам поступлений или дневниковым записям Алексея Даниловича ОСТАПОВА, одного из первых директоров музея», — продолжает хранитель экспозиции.

 

 

 

Коллекция ЦАКа

Сегодня в экспозиции музея представлены иконы, облачения, церковное шитьё, мелкая пластика, первопечатные книги, что позволяет посетителям получить представление об основных направлениях и сферах церковного искусства. И если изначально кабинет был доступен только для студентов и почётных гостей — сюда, например, приезжал Юрий ГАГАРИН, — то с 2018 года посетить музей может любой желающий.

Помещение музея занимает второй этаж здания Царских чертогов с прекрасным видом на лаврские храмы, а анфиладное расположение залов делает экспозицию максимально удобной для кругового осмотра. В первых трёх залах экспонируются русские и византийские иконы, далее два мемориальных кабинета, посвящённых патриарху Алексию I, зал временных выставок, западноевропейского искусства, мелкой пластики с изделиями из перламутра, эмали, дерева и кости. Завершается осмотр в зале русской религиозной живописи XIX – начала XX века.

На сегодняшний день, по предварительным подсчётам, коллекция музея насчитывает более 20 тысяч экспонатов.

«Параллельно с учётом мы проводим атрибуцию, то есть уточняем датировки, школы и регион происхождения, для чего нередко привлекаем коллег из других музеев. Как вы понимаете, процесс небыстрый и очень кропотливый. Завершить полный учёт — это наша цель на ближайшие пару лет. А пока мы, как открыватели, находим много чего интересного», — отмечает Екатерина.

Во время учёта или атрибуции случаются действительно удивительные открытия. Например, однажды для фотографирования портрета из фонда графики нужно было демонтировать раму. После раскрытия багета оказалось, что пространство использовалось как семейный тайник, где были обнаружены фотографии, план дома и другие документы.

«Много открытий происходит также в процессе реставрации, когда открывается авторская подпись или уточняется датировка. Например, сужение датировок до начала или конца столетия, нескольких десятилетий может быть очень существенным, потому что иллюстрирует абсолютно разные тенденции в искусстве этого периода», — добавляет хранитель.

 

 

Музей в онлайн

Интересно, что музей можно посетить и в онлайн-формате. Более 1000 экспонатов в оцифрованном виде доступны на сайте www.christianmuseum.ru. Следует отметить, что фотографии большинства вещей публикуются впервые. Есть у музея и свой образовательный телеграм-канал, где выкладываются любопытные истории редких экспонатов. На ресурс я сама подписана уже полгода — рекомендую. Это, и правда, интересно.

А ещё Музей христианского искусства при поддержке Президентского фонда культурных инициатив реализует проект «Сердце русской культуры». Это бесплатный курс, в рамках которого сотрудники МДА и специалисты музеев Москвы простым языком рассказывают о христианском искусстве.

Наша газета также продолжит рассказывать о деятельности «Церковно-археологического кабинета». Мы уже побывали в реставрационной мастерской, осмотрели экспозицию и посетили фонды музея. Следите за публикациями в следующих номерах газеты.

Светлана ГИРЛИНА

Фото: Светлана ВОЛОДИНА