Праздник Крещения Господня установлен как воспоминание евангельского события (Мф. 3:13-17, Лк. 3:31-22) о том, как Христос пришёл на берег реки Иордан и попросил о крещении у пророка Иоанна Предтечи.

Иоанн Предтеча

Поэтому история Крещения и Богоявления начинается с выхода  Иоанна Предтечи, который по материнской линии был родственником Господа (в родстве были мать пророка — Елизавета и Дева Мария), на служение.

До своего явления людям пророк Иоанн подвизался в пустыне, где вёл строгий образ жизни: носил грубую одежду из верблюжьей шкуры, не пил вина, питался только диким мёдом и акридами (родом крупной саранчи, которую традиционно считают пищей аскетов). Когда ему исполнилось тридцать лет, Иоанн вышел на проповедь, в которой призывал народ Израиля раскаяться в своих грехах (прежде всего в идолопоклонстве) и креститься в знак покаяния в водах реки Иордан. Однако главное, к чему он призывал людей, — быть готовыми к приходу обещанного Богом Мессии. Таким образом, служение пророка Иоанна было приуготовлением к служению Господа Иисуса Христа — именно поэтому его называют Предтечей Господа.

Как сообщает нам Священное Писание, в тот момент, когда Иоанн крестил людей в Иордане, туда пришёл и Господь. Евангелие от Иоанна называет место, где это случилось, Вифаварой (Ин. 1, 28). Видя Спасителя, Который пришёл на реку, Иоанн Предтеча сказал бывшим при нём людям: «Вот Агнец Божий, который берёт на Себя грехи мира» (Ин. 1, 29). Этими словами он пророчествовал об истинном предназначении Иисуса Христа — пострадать за грехи мира, а также указал на Его Божественную природу и скорое спасение людей.

Зачем крестился Иисус Христос?

Христос пришёл к Иордану для того, чтобы так же, как и остальные приходившие, креститься от руки пророка. Для чего же было необходимо креститься Господу, Который был воплощённым Богом и не имел на Себе греха? Ведь этому желанию Иисуса Христа удивился и сам Иоанн Предтеча, который спросил Его: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3, 14). На это Спаситель ответил следующее: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15). В этих словах Христа можно выделить несколько важных моментов:

— во-первых, Иисус Христос как рождённый в среде народа избранного, должен был исполнить весь закон, данный людям от Бога, то есть реализовать в Себе весь Ветхий Завет; в более широком смысле — просто следовать воле Божьей;

— во-вторых, не имея ни одного греха, Господь берёт на себя все грехи мира, тем самым делая Крещение началом Своего искупительного крестного пути;

— в-третьих, Крещение в Иордане стало знаком того, что спасение человека и Царство Небесное, которое предвозвещали ветхозаветные пророки, уже приблизилось. Теперь свой шаг навстречу должны были сделать сами люди.

После ответа Господа Иоанн крестил Его в водах Иордана через омовение и возложение рук. В древнем Израиле омовение в проточной воде было знаком очищения от совершённого греха, отрицанием греха, обещанием начать новую жизнь. Именно поэтому таким способом крестил людей и пророк Иоанн.

«Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение»

В тот момент, когда Христос помолился и стал выходить из воды, произошло чудесное событие — в видимых и доступных для понимания образах людям явилась вся Пресвятая Троица: Бог Отец в виде голоса из отверзшихся небес, Бог Дух Святой в виде голубя, а Бог Сын уже был явлен в личности Иисуса Христа.

Голос Бога Отца возвестил исполнение ветхозаветного обета о приходе в мир Мессии: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 17). Этих слов весь мир ждал с момента исхода первых людей — Адама и Евы — из рая. Они означали, что Тот, Кто был обещан Богом, уже явился в мир и теперь выходил на Своё служение.

Неслучаен был и образ голубя, в котором на Иисуса Христа сошёл Бог Дух Святой. Возможно, это было связано с тем, что со времён праведного Ноя голубь был символом примирения, в частности, Бога и человека. Таким образом, это был видимый знак того, что отныне Бог окончательно примирился с человечеством и наступило время возвращения людей к своему Творцу.

Сергей МИЛОВ, православный журнал «Фома»

 

СЛАВЛЕНИЕ

Есть в жизни великая тайна:

Творец наш в любви изнемог —

И вот у груди обетованной Девы,

Согретый Её материнским объятьем,

Лежит воплотившийся Бог.

Немногим открыта дорога

Его как Младенца принять.

Но вырастет Он,

Исполнит Закон

И провозгласит Благодать.

Промчалися тысячелетья,

Христом мы давно спасены!

Но тупо и слепо Его отвергая, —

Тому, кто, огнём негасимым пылая,

То хочет убить, то, может, купить,

А лучше забыть или всё извратить, —

Мы чаще бываем сыны.

Мы тоже сопели в забвеньи

Под тихое мамино пенье,

И в нежных глазах блестела слеза

Тревоги за новое поколенье.

Но чтоб обезумевший мир,

Уверенно мчащийся в бездну,

С собою чад Божиих не захватил, —

В переживании святочных дней

Помолимся всею душою своей:

Прочь суета, грехов маета! —

Восславим Рождающегося в нас Христа!

о. Лев ШИХЛЯРОВ