Анонимность только помогает уличному театру Le Glum RoRo из Сергиева Посада. Мы не знаем фамилий актёров, но подозреваем, что Маскарад, Пантомима, Клоунада и есть их настоящие имена. Или его? Или её? Сколько их вообще? И откуда они?

ОСТАВАТЬСЯ В ТЕНИ

«Это один из самых приятных моментов, — смеётся в трубку Кролик Луи, он же Роман, и сейчас нам достаточно его имени. — Мне нравится оставаться в тени. Нравится, когда люди видят персонажа и не думают, кто его играет».

И всё же. Вот идёт представление, и ты невольно пытаешься вычислить, кто скрывается за масками дружелюбно-зловещего Кролика Луи, героев итальянской комедии масок, Шарманщика Пюрэ и Велосипедиста на цирковом велосипеде. Этот калейдоскоп образов можно видеть на фестивале уличных театров, которые проводит «Театральный ковчег» на «Дороге к храму», во время «Библионочи», на «Скитских», на выпускных вечерах, фестивалях танца и множестве других площадок.

Мы поговорили с актёром и узнали, что ему дал опыт работы в легендарном петербургском театре «Странствующие куклы господина Пэжо» и в обычной ярославской «Пятёрочке». Увидели, как исполняется мечта под условным названием «материализация волшебства». И вообще посмотрели на нас, зрителей, глазами актёра в эпатирующем костюме.

УЧИТЬСЯ НА ХОДУ

Театральная история начинается с момента, когда Роман с приятелем сели на поезд и поехали в Санкт-Петербург на концерт. У приятеля было, где переночевать в этом городе, у Романа — нет. Он позвонил знакомым, которые давно жили в северной столице, и попросил приютить на время.

Попросил, и в итоге остался в Санкт-Петербурге на полтора года, нашёл квартиру. Деньги, которые он взял с собой в дорогу, закончились, и он отправился искать работу. Не с первого раза, но всё же подвернулось что-то необычное.

Актёров набирали «Странствующие куклы господина Пэжо». Это старейший уличный театр в России, один из самых известных в своём жанре, который выступал и на Венецианском карнавале, и на сольвычегодском фестивале Козьмы Пруткова. В коллективе Роман проработал чуть больше года и для него, не имевшего прежде с профессиональным театром ничего общего, этот период стал лучшим университетом мастерства.

 

МАТЕРИАЛИЗОВАТЬ ВОЛШЕБСТВО

«Сколько себя помню, мне всегда хотелось стать волшебником — и до сих пор хочу. Меня интересует материализация волшебства», — рассказывает Роман.

Они играли на улицах города, в парке на Елагином острове. Всё было хорошо, но командная работа в «Странствующих куклах» давалась ему нелегко, хотелось своего творчества. В свободное плавание ушёл вместе с супругой, которую повстречал к тому моменту, — она автостопом приехала в Питер из Благовещенска.

Первые собственные театральные опыты семья актёров проводила на жителях Ярославля. Этот город они выбрали, когда пришла пора их ребёнку появиться на свет. Днём глава семейства работал грузчиком в местной «Пятёрочке», приглядывался к покупателям, изучал их поведение, а вечера посвящал семье и новому проекту — театру Le Glum RoRo. «Что-то нужно было придумывать, как-то веселиться, и вот мы там собрали наши первые полноценные образы», — говорит Роман, придумавший с тех пор ещё около десятка персонажей.

ВИДИТ ТЕБЯ НАСКВОЗЬ

Улица, считает он, гораздо сложнее сцены: «В зал приходит подготовленный зритель, а тут надо удержать вокруг себя людей, а они, может, совсем не хотели ничего смотреть».

«Странствующие куклы господина Пэжо» по праву считаются первопроходцами этого жанра в современной России, но интересно, почему так сложилось, что в стране так долго не было уличных коллективов?

«На самом деле театр всегда выходил на улицу, просто не всегда это подавалось, как театр. Даже просто для того, чтобы позвать зрителей в заведение, на улице появлялся какой-то развлекайка. Он зазывал, кривлялся, ходил на ходулях, чтобы люди обратили внимание на вывеску».

Роман говорит, что игра на улице научила его лучше разбираться в людях. По выражению лица он почти безошибочно может понять, как будет реагировать человек в разных ситуациях. Испугается ли при приближении карнавальной фигуры, обнимет, защитится или начнёт атаковать, что тоже часто оказывается способом защиты. «У меня есть теория, что каждый человек принадлежит тому или иному типу животного. В типах реакции, поведении и даже в очертаниях. Приглядитесь», — предлагает нам театральный Кролик Луи