Минпросвещения готовится перекроить и техникумы под новые задачи. Якобы время велит ковать профессионалов вдвое быстрее — не за четыре года, а за два. По замыслу, никто от этого не пострадает. Наоборот, в выигрыше окажутся и студенты, и работодатели, и экономика. Попробуем выяснить, кто и что от этого выиграет в большей степени, а кто в меньшей.

Официальная версия

Долго смотрели в правительстве на техникумы с колледжами и лицеями, качали головами, выслушивали критику, иногда даже справедливую. В основном она касалась качества подготовки кадров и реальных перспектив трудоустроить выпускников. Потом министр Сергей Кравцов озвучил в одном из федеральных телеэфиров волю коллективной бюрократии, которая решила, что систему пора жёстко преобразовать, прислушавшись к голосу разума. Исходя из этого, половину из 486 имеющихся специальностей, утративших актуальность в регионах, необходимо взять и сократить. Оставшуюся половину довести до ума, опираясь на здравый смысл.

Если вдуматься, зачем нужна парикмахеру философия, политология и 3 года занятий в аудиториях, когда необходимые навыки можно освоить в мужском и женском зале за три месяца практики? А сварщику все эти ваши непрофильные дисциплины зачем? Его подготовка, может, и займёт календарный год, но всяко не два с половиной и не три. Получается, держим почём зря специалистов за партой, хотя они нужнее в цехах.

Конспирологическая версия

Есть и другая трактовка готовящейся реформы. В связи с пандемией и падением реальных доходов россиян в стране резко сократился приток трудовых мигрантов на рабочие специальности. Можно долго дискутировать на тему, нужны они нам или нет, но на ряде направлений ощущается хроническая нехватка рабочих рук. Например, в строительстве и сфере ЖКХ. Простой пример: страна ввязалась в две сверхмасштабные программы: реновацию и социальную газификацию. На каждую требуется бросить сотни тысяч дипломированных спецов, чтобы не сорвать их. Взять их сегодня можно только из колледжей. Поэтому было бы неплохо ускорить эту самую подготовку вдвое.

Реформа не для всех

Разумеется, переводить на ускоренные курсы все специальности чревато для заинтересованных сторон. Конкуренция за мировые рынки, может, в чём-то и сравнима с войной. Но отправлять в бой педагогов, бухгалтеров и ветеринаров, как лётчиков-истребителей, сразу после отработки взлёта и посадки это явный перебор. Поэтому никакого повсеместного перехода на двухлетнее среднее специальное продавить не удастся даже самым могущественным лоббистам реформы. Современная педагогика и экономическая жизнь настолько усложняются, что подготовка финансиста, юриста и учителя требует не меньше, а больше времени по сравнению с нынешним государственным стандартом. Как бы не пришлось Минпросвещению, глядя на уровень гуманитарных специалистов из техникумов, переводить эти направления с четырёхлетней на пяти- и шестилетние программы с выдачей дипломов другого, более престижного образца.

Глазами абитуриента, выпускника и работодателя

Для тех, кто учится сейчас, собирается поступать и переучиваться, два года за партой вместо четырёх — неплохая новость. По сути, правительство прислушалось к чаянию девятиклассника, который хочет как можно скорее слезть с шеи родителей и начать зарабатывать. Ошибка в выборе специальности оказывается не столь дорогой с точки зрения затрат сил и времени. Переучиться можно быстрее и дешевле.

Из минусов. Прошедший ускоренные курсы парикмахер-девятиклассница не умеет профессионально общаться с клиентами, не обладает чувством меры, вкуса и такта и не в состоянии выявить потребности на уровне взрослого специалиста. Нехватка знаний в области физики может быть критична и для сварщика, который работает на особо опасных объектах и порой пренебрегает техникой безопасности. Поэтому у реформы будет немало противников и среди работодателей.

Сергей РУНЬКО

КОММЕНТАРИЙ

Василий КОЛТАШОВ, директор Института нового общества

— Я думаю, что в колледжах может быть две программы: короткая (ПТУ) и длинная (техникума, близкая к бакалавриату). Для тех, кто хочет осваивать только специальные навыки, и для тех, кому интересно во что-то вникать. И те, и другие должны иметь право на учебную программу, которая будет отвечать их интересам. У нового поколения молодых людей меньше иллюзорных амбиций, чем у рождённых в 80-е и 90-е годы прошлого века. Это поколение делилось на две категории: тех, кто мечтает стать бизнесменами, и тех, кто мечтает быть чиновниками. Сегодня появилась третья категория, более прагматичная: не из-за ЕГЭ и не из-за позиций либерального блока правительства, а из-за тринадцати лет экономических трудностей и из-за того, что появились некие пределы материальные и карьерные для маленького чиновника и маленького клерка. Время показало, что устойчивое положение имеют только те, у кого есть профессия, без которой экономика не может обойтись. Поэтому и произошла переоценка ценностей и запросов на профессиональную подготовку.

Светлана КАРАСЁВА, директор Сергиево-Посадского социально-экономического техникума

— Насколько нам известно, сейчас на федеральном уровне идёт анализ направлений, по которым можно уменьшить срок обучения при сохранении качества. Это будет достигаться за счёт интенсивности обучения: допустим, есть специальность, где студент изучает технологию за партой, далее он выходит на практику, где он ещё раз рассказывает то же самое, после чего допускает к работе. Эти два процесса будут совмещены. То есть всю теорию студент будет получать на практике и её внедрять. На сегодня по специальностям, которым обучает наш техникум, сокращения часов нет. Пока подождём образовательных стандартов, исходя из которых будем что-то внедрять в программу обучения.