С 1 июня в Московской области вступили в силу новые правила по перемещению строительного мусора — теперь его можно перевозить строго по электронным талонам, движение спецтехники контролируется при помощи систем видеонаблюдения. Но как это отразилось на деятельности нелегальных возчиков  и стало ли в наших лесах меньше мусорных навалов?

Грязный бизнес

Голыгинский карьер — место, любимое многими. В жаркие дни здесь людно: кто-то жарит шашлыки, кто-то купается, рыбачит. Многие приезжают с палатками, чтобы на несколько дней пожить дикарём на природе. Но всем отдыхающим без исключения приходится соседствовать с гигантскими кучами строительного мусора.

А появились они здесь ещё в начале лета. Состав навалов очень разнородный. На вид, процентов десять от общей массы — синие пакеты с бытовыми отходами. Вероятно, кто-то выгрузил большой восьмикубовый контейнер, который ставится на контейнерных площадках. Ещё столько же — старая мебель, оконные рамы, двери. Попадаются и отходы сугубо медицинского назначения: пакеты с физраствором, например. Откуда они здесь, в лесополосе? Утилизироваться такого рода вещи должны особым способом, с обязательной предварительной дезинфекцией.

Но больше всего в этих кучах мусора, который образуется при демонтаже зданий. И всё это безобразие предстоит убирать специализированной компании, с которой у администрации округа заключён контракт. «Наше предприятие на рынке услуг почти пять лет. Такие свалки возникают постоянно, только в этом году мы убрали более ста навалов. По моим подсчётам, если брать голыгинский карьер, на этом кто-то заработал сто тысяч рублей», — считает представитель предприятия Семён. Ориентировочно, столько стоит вывоз такого объёма мусора на полигон.

Для кого-то прибыль, а экологии и бюджету — существенный ущерб. Приборка одной подобной локации обходится в десятки тысяч рублей, порой и больше. А сколько их по округу? Сообщения о стихийных навалах поступают в администрацию ежедневно.

«Ярославка удобна для хулиганов. Рязанцы, Голыгино, Высоково — места тихие, вали — не хочу. Может быть, кстати, эту стройку привезли из СНТ, что за карьером. Люди заплатили кому-то деньги за услугу, а те просто выехали поближе к дороге, да здесь же и свалили. В городе мало кто так шалит, в основном здесь беда», — говорит Семён.

Его компания находится в реестре добросовестных возчиков, который был создан весной этого года. Новый порядок транспортировки строительных отходов обязал предпринимателей оформлять талоны на перевозку (по сути, разрешение на деятельность). В каждом округе Подмосковья определены места складирования. В нашем муниципалитете точка приёма «стройки» находится близ деревни Игнатьево, на территории выработанного карьера. По словам Семёна, всё собранное в лесополосе у Голыгино будет рассортировано по фракциям — пригодный бетон и кирпич могут быть использованы вторично, например при подсыпке, порубочные материалы на щепу. Остальное отправится на КПО «Сахарово».

Куда едет контейнер?

Усложнение схемы транспортировки строительных отходов неизбежно привело к подорожанию — талоны хоть и электронные, но стоят денег. Цена напрямую зависит от тоннажа. Например, перевозка восьмикубового контейнера у добросовестных возчиков составляет примерно 12 тысяч. У «серых» возчиков ценник в полтора-два раза дешевле, но мусор при этом гарантированно оказывается в ближайшем лесу или овраге. На факт получается, что усиленный контроль со стороны правительства коснулся только легального бизнеса, теневое «предпринимательство», к сожалению, продолжает процветать. И эти кучи тому свидетельство.

— Подрядные организации имеют лицензию, и мусор гарантированно отправляется на утилизацию. В отношении нелегальных возчиков применяются санкции, их становится меньше. Например, в прошлом году мы вывезли примерно 70 таких куч от голыгинского карьера. Сейчас в разы меньше, так как раньше стояла фотоловушка. Мы её переместили, но похоже, что устройство нужно сюда вернуть. Очень жалко тратить деньги на эти свалки, мы убираем их, а могли бы на эти средства возводить детские площадки», — считает заместитель главы администрации Оксана Ероханова.

С начала этого года на ликвидацию несанкционированных свалок из бюджета было потрачено пять миллионов рублей. В 2020-м на уборку ушло 13 миллионов.

Что будет с территорией возле голыгинского карьера? Её очистят, а осенью засадят деревьями. Перегородить подъезд к карьеру не получится из-за дороги, ведущей к СНТ, — она здесь одна. Но вот фотоловушку установят обязательно. При задержании транспорт правонарушителей, как орудие совершения преступления, будут забирать на штрафстоянку, а самим нелегалам придётся возмещать ущерб — и природе, и казне. А потенциальным потребителям таких услуг стоит задуматься: стоит ли нанимать «серых» возчиков, а потом негодовать, натыкаясь на подобные безобразные кучи в лесах? Мы в ответе за тот мусор, который сами же и производим, так что пусть он утилизируется правильно.

Обращайтесь к легальным, лицензированным компаниям — это меньшее, что можно сделать для улучшения экологии. И не забывайте про «Мегабак» — площадку, куда можно привозить самый разнообразный мусор самостоятельно. Строительным отходам и старым, отслужившим своё крупногабаритным вещам здесь будут только рады.

Евгения НИКОЛАЕВА

Справка

Несанкционированной можно назвать свалку, которая находится на территории, не предназначенной для размещения отходов: в местах общего пользования, в парковых, лесных, на водоохранных и придорожных территориях. Сообщать о нарушениях можно через WhatsApp по номеру +7 (985) 330-20-74. По возможности, указывайте в сообщении номер автомобиля, на котором был привезён мусор, дату, время и место, где было совершено правонарушение.