Деревянный ящик на ножках, стеклянные пластины размером с ладонь, сосуды с химикатами, самый важный из которых— некий мокрый коллодий... Так фотографировали в XIX веке, и эту же технологию использует Светлана Яшина из Сергиева Посада. Это её хобби, и её дипломная работа в филиале ВГИКа, бывшем киновидеоколледже.

 

В день защиты Светлана удивила комиссию, повидавшую, казалось, возможное и невозможное. Её проект — серия портретов однокурсников и друзей, и в этих образах стирается грань между современностью и прошлым. Юноши и девушки в костюмах XIX века, но с татуировками, пирсингом и ирокезами, снятые, как в старину. После просмотра педагоги сказали, что не встречали ничего подобного, и поставили высшую оценку.

В то время во всей стране мастеров-амбротипистов насчитывалось не больше двадцати, сейчас их примерно в десять раз больше. На первом же курсе вместе с дядей Светлана поехала в студию известного в своих кругах амбротиписта Сергея Гайлита в Королёве, и это стало началом большого пути.Светлана закончила школу в Пензе, снимала на классический плёночный «Зенит». После школы приехала в наш город учиться, изучать технику и искусство фотографии. Во многом её вдохновил пример дяди, Михаила Мамаева, одного из немногих в России, кто в начале 2000-х увлекался амбротипией — именно так называется фотографирование на пластинах, чем-то похожее на алхимию, чем-то на театр.

«Я люблю историю, и амбротипия даёт прекрасную возможность повторить то, что люди делали два века назад, но и при этом даёт возможность интерпретировать», — рассказывает Светлана Яшина.

Энтузиасты нашего времени продолжают опыты. Растворы для обработки пластин они по-прежнему составляют сами и до сих пор ищут идеальный рецепт: смешивают химикаты и постоянно советуются друг с другом, какие пропорции лучше.Амбротипия и есть история в чистом виде. Загрунтованные, покрытые лаком пластины, запечатанные так, что внутрь не попадёт ни влага, ни пыль, могут храниться вечно. Название техники состоит из двух греческих слов — «амброс» и «типос», то есть бессмертный отпечаток, а один из её создателей Джеймс Каттинг так впечатлился своим детищем, что добавил к собственному имени ещё одно, «Амброуз».

У них есть свои хитрости. Светлана вспоминает, что на съёмках в студии обводила красным контуром татуировки моделей. Это особенность технологии: чистый чёрный цвет на снимках пропадает, точно так же на итоговой картинке может поплыть и зелёный.

И вообще, ясно со слов Светланы, эта технология гораздо сложней, чем мы думаем. Сначала пластина чистится спиртом, потом заливается тем самым коллодием — связующим веществом, после этого погружается в раствор серебра на пять минут. Только теперь пластину можно отправить в камеру. Снимается крышка и — замрите, время пошло.

Пластины менее чувствительны к свету, едва ли не в сто раз слабее современных плёнок, именно поэтому для кадра требуется много освещения и длительная выдержка. Замереть моделям Светланы приходилось примерно на 12 секунд. Это время они провели неподвижно, не дыша и не моргая. Удивительно, говорит автор, как фотографы прошлого умудрялись снимать даже боевые действия.

И вот приходит время волшебства. В красном свете пластина промывается, и на её поверхности проявляются очертания — самый захватывающий момент. «Помню мандраж, руки трясутся, и никогда не угадаешь — передержишь или нет, получится картинка или нет. Никогда не знаешь, что получится», — объясняет Светлана. На пластине могут появляться артефакты, засветы, но это не сильно тревожит автора, ведь все эти нюансы только добавляют романтичность кадру.Аппарат для амбротипии выглядит примерно так, как мы его представляем по старым фильмам, — ящик с гармошкой. Есть деревянные, есть пластмассовые, это зависит от года выпуска. Удивительно, но ещё в 60-е годы XX века такие аппараты массово выпускал завод в Харькове.

Сейчас Светлана работает фотографом Дворца культуры им. Ю. Гагарина: снимает концерты, гастроли и уличные праздники на современную зеркалку. Но, говорит, хотела бы развивать свой проект и дальше, работать в студии — для неё это и эмоциональная разрядка, и способ показать своё видение мира.