С 1 июня в Московской области официально запрещена перевозка строительного мусора без специального разрешительного талона. Все грузовики, задействованные в транспортировке таких отходов, внесут в единую базу, а контролировать их передвижение будет система ГЛОНАСС. Рассказываем, для чего это нужно и что изменится для бизнесменов и рядовых граждан.

Миллион на стройке

В конце мая в Сергиево-Посадском городском округе произошёл крупный скандал: была выявлена очередная несанкционированная свалка строительного мусора — в Мостовике. Подобные находки встречаются довольно часто и ликвидируются за счёт местного бюджета, то есть за наш с вами счёт. Но в этот раз свалка отличилась масштабом: по очень примерным подсчётам её объём превышает 2 тысячи кубометров, а это от 70 до 100 грузовых машин.

Ситуацию усугубляет то, что этот склад бывших в употреблении строительных материалов образовался на частной территории — ОАО «Хотьковский автомост». Владелец на протяжении как минимум года принимал и выгружал здесь грузовики со «стройкой» за определённую плату.

«Примерно год назад официальные возчики обратили внимание, что в районе появился конкурент, который в два раза опустил цену за вывоз строительного мусора — с 10 тысяч, сколько обычно берут официалы, до 5 тысяч рублей за восьмикубовый бункер. Неоднократно отмечались случаи сброса строительных отходов на муниципальных контейнерных площадках, а так же в лесополосе. В профессиональном сообществе к ситуации отнеслись крайне отрицательно: мы пытались самостоятельно выявить, кто этот вредитель, который наносит серьёзный вред и экологии, и легальному бизнесу», — комментирует представитель лицензированной компании-возчика.

Например, на тот момент мусоросортировочный комплекс ООО «Экон» в Рахманове принимал отходы по цене 7 тысяч за бункер. С учётом стоимости утилизации, расходов на зарплату водителю, топливо и амортизацию техники — лицензированные возчики зарабатывают 1000-1500 рублей за вывоз одного восьмикубовника. Бизнес оказался на грани рентабельности. Теперь становится ясно, куда недобросовестный конкурент вывозил «стройку».

Положением дел, конечно, были довольны «серые» возчики. Но и принимающая сторона была не в накладе. Подсчитать несложно: исходя из количества отходов, которые находятся на этой площадке, за время существования нелегального полигона прибыль от такого бизнеса должна была составить не менее 1 миллиона рублей. А сколько ещё, предположительно, было сожжено… С 1 июня в Московской области официально запрещена перевозка строительного мусора без специального разрешительного талона. Все грузовики, задействованные в транспортировке таких отходов, внесут в единую базу, а контролировать их передвижение будет система ГЛОНАСС. Рассказываем, для чего это нужно и что изменится для бизнесменов и рядовых граждан.

54 свалки строительных отходов было ликвидировано в 2020 году. С начала этого года ликвидировано уже 18 свалок.

Что грозит нарушителю?

Во-первых, полиция может возбудить административное дело по статье 14.1 КоАП РФ — «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)». Наказание — штраф до 50 тысяч рублей.

Во-вторых, региональное министерство экологии должно инициировать проверку, по результатам которой может быть возбуждено административное производство по статье 8.2 КоАП РФ — «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления». Для юридических лиц штраф — от 100 тысяч рублей и выше, с обязательным предписанием устранить и вывезти образовавшиеся навалы.

В-третьих, возможно возбуждение уголовного дела по ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство» — если экспертиза покажет, что ущерб государству превысил 2,2 млн рублей. Наказание — от штрафа до 300 тысяч рублей до ареста на полгода.

Защитит новый закон

Бороться с «серыми» возчиками теперь будут при помощи цифровых технологий: с 1 июня каждый автомобиль или грузовик, принадлежащий лицензированным компаниям, внесут в единую базу данных, на каждую выгрузку будет оформляться отдельный талон. Согласно официальному реестру добросовестных возчиков, опубликованному Министерством ЖКХ, в нашем округе на данный момент зарегистрировано три таких компании — ООО «Эко Тех», ООО «ЭкоДорМаш» и ООО «Компания «Крез». В реестре также указаны контакты лицензированных предприятий.

}} Каждая машина должна быть оборудована системой ГЛОНАСС, при помощи которой будут отслеживаться её передвижение по округу. Выглядит это примерно, как сервис одного известного агрегатора такси — с интерактивной картой округа и «ползающими» по ней машинками.

Важно отметить, что для оформления каждого талона компания должна будет «подгрузить» в систему копию договора с заказчиком услуги, с обязательным указанием государственного номера грузовика, на котором перевозится «стройка». Фиксировать передвижение автомобилей при этом планируют через видеокамеры, которые должны быть установлены на автодорогах до 1 июня.

Куда будет свозиться строительный мусор?

В Сергиево-Посадском городском округе определён официальный приёмщик отходов — игнатьевский карьер, который эксплуатирует компания ООО «ЭкоГрадСервис». «Мы принимаем отходы 4 и 5 классов опасности. Информация об этом содержится на сайте Министерства экологии и природопользования. Отходы мульчируются и перемешиваются с естественным рекультивантом — илами и грунтом. Это безопасный способ переработки. На въезде в карьер уже установлена камера, которая будет фиксировать номера всех автомобилей, которые въезжают на территорию объекта или покидают его. Каждый талон уникален, он выписывается на каждую конкретную машину», — поясняет заместитель директора компании по связям с общественностью Вадим Токарев.

Означает ли это, что навалов строительного мусора в округе станет меньше? Индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам нарушать станет крайне невыгодно — для первых штраф составит до 40 тысяч рублей, для вторых — до 250 тысяч. А вот для рядовых граждан наказание не превысит 5 тысяч рублей. То есть нарушать всё равно будет дешевле, чем заказывать бункер у официальных возчиков. Остаётся надеяться, что отсутствие предложения хоть как-то повлияет на спрос «серых» услуг. И здесь в помощь — «Мегабак», куда можно привезти строительные отходы и сдать их совершенно бесплатно.

 

Евгения Николаева