11 сентября православные христиане вспоминают новозаветное событие — насильственную смерть великого пророка, который предсказал пришествие Мессии и крестил Господа Иисуса Христа в водах реки Иордан.

Иоанн Предтеча нередко изображается с крыльями за спиной и с собственной отрубленной головой в руках. Что значит этот образ? Что за событие — усекновение главы Иоанна Предтечи? Рассказывает Тимофей Китнис, историк и руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе.

Царь Ирод Антипа, обличаемый Иоанном в греховном поступке, заключил его в темницу. Однажды во время пира Ирод, желая угодить своей падчерице, обещал исполнить любое её желание. Она же, посоветовавшись с матерью, потребовала принести ей сейчас же на блюде голову пророка Иоанна.

Три евангелиста — Матфей, Марк и Лука — рассказали об этом эпизоде практически одинаково. Обратимся для примера к повествованию апостола Марка:

«Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его. Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, — дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошёл, отсек ему голову в темнице, и принёс голову его на блюде, и отдал её девице, а девица отдала её матери своей. Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе (Мк 6:17–29)».

***

Откуда на иконе крылья у смертного человека? Этот распространённый образ Иоанна Предтечи получил название «Ангел пустыни».

Крылья за спиной Иоанна Крестителя — это символ его равноангельского жития. Из Евангелия мы знаем, что ­Иоанн жил в пустынном месте, одевался в верблюжьи шкуры и питался акридами и диким мёдом. Читая эти строки, мы представляем себе очень суровую, по сути, монашескую жизнь, которую вёл пустынник и аскет Иоанн Креститель. Недаром Церковь считает его духовным покровителем и предтечей всех монашествующих. Не случайно и на иконе, о которой мы говорим, изображены пустыня и гора, а в руках у Предтечи хартия с надписью: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф 3:2)».

А библейской основой ангельского иконописного образа Иоанна Крестителя является известное место из книги пророка Малахии: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придёт в храм Свой Господь (Мал 3:1)». Сам Христос напрямую связывал это пророчество с Иоанном Предтечей (Мф 11:10 и Лк 7:27).

В тропаре, который обычно читается преподобным, есть такие слова: «Пустынный житель и в телеси Ангел». То есть монах, преподобный — одновременно и ангел, и человек; таково древнее церковное понимание сути монашества. Именно это сходство с ангельским образом жизни и отражено на иконе.

***

Любая икона являет нам преображённый лик. Её задача — не отра­зить историческое событие как можно детальнее и точнее, а запечатлеть его в вечности. И на этой иконе мы видим Иоанна Предтечу уже преображённого: он казнён, но он же и воскрешён. Он как бы предвосхищает воскрешение умерших.

Глава, которую Иоанн держит в руках, символизирует, во-первых, жертву за Христа, которую он принес как мученик.

Но есть и важное «во-вторых».

Всюду, во всех иконографических образах Иоанна Крестителя подчёркивается его служение именно как Предтечи Христа, то есть того, кто предшествует Господу, пролагает для Него путь. Эта его роль хорошо выражена в собственных словах Предтечи, сказанных о Христе: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня (Ин 1:30).

Предтеча предшествует Господу во всём: он приходит на берег Иордана с проповедью, предваряя проповедь Христа; он становится первым мучеником за Христа; после смерти он спускается во ад, чтобы возвестить томящимся там душам о скором снисхождении во ад Христа и их освобождении…

И отрубленная глава в руках Крестителя тоже символизирует его связь со Христом. Нередко она изображается лежащей в Евхаристической чаше, а иногда — на более поздних изображениях — мы видим в руках Предтечи даже не главу, а Агнца, то есть образ Самого Христа. Так иконописец выражает мысль о том, что и Христос будет принёсен в жертву.

Иоанн Предтеча действует здесь как пророк, он словно говорит: как я стал жертвой, так и Христос принесёт Себя в Жертву. Хотя, конечно, Жертва Христова, искупившая весь мир, не равноценна жертве, которую принёс Иоанн Предтеча.

Христос говорит об Иоанне Предтече: «больший всех пророков». Получается, что Иоанн выше всех — Исаии, Авраама, Моисея, Давида! Но, продолжает Христос, меньший в Царстве Небесном больше его (ср., напр., Мф 11:11). Служение Иоанна Крестителя предвосхищает служение Самого Христа, он воистину Предтеча, но сам он ещё остается в Ветхом Завете.

По материалам журнала «Фома»