Маски — обязательный аксессуар при нахождении в общественных местах в Москве и области  с 12 мая. За отсутствие положен штраф от 4000 до 5000 рублей. Такой режим, как и пропуска ранее, вводится в стране впервые. Оттого мы решили повторить наш эксперимент: проехать на всех видах транспорта от Сергиева Посада до столицы и обратно, чтобы посмотреть, как на практике выглядит введённая система ограничений.

Спокойно пройдя мимо трёх сотрудников полиции, стоящих на остановке в центре Сергиева Посада, вызываем такси до вокзала. Маску надеваю только внутри салона. Впрочем, эффекта это никакого не производит: водитель сам встречает с «поднятым забралом».

— Слушайте, а маски ГИБДД сейчас не проверяет? — спрашиваю во время короткой поездки.

— А пропуск у вас есть? — обиженно отвечает водитель, видимо, подумав, что я пытаюсь его в чём-то обвинить. Потом всё же объясняет, что в округе вроде бы пока ни разу не спрашивали, в Москве такое случается.

К слову, у каждого таксиста ещё с марта должны быть в машине две маски, антисептик и салфетки — обеспечивать ими водителей должны автопарки.

В закрытом пространстве

В автобусе до Москвы водитель встречает пассажиров с закрытым маской лицом, но с нас её не спрашивает. Надеваем всё равно. Оплачиваем проезд. Кстати, банковские карты спокойно работают и в автобусах, и в электричках, хотя до того много раз анонсировали, что проехать можно будет только с помощью «Стрелки».

Идём по салону: в масках пока двое из пяти пассажиров. Выбрав место поодаль, садимся и наблюдаем интересную картину. С улицы люди заходят в автобус (замкнутое пространство) в масках, проходят мимо водителя и, садясь в кресло, снимают маску голой рукой. А перед выходом на улицу (открытое пространство) снова надевают. Получается, что их заботит не опасность заражения коронавирусом, а боязнь получения штрафа от полиции.

Широкий ассортимент

Приехав в Москву, решаем пройтись до магазина: объявления о том, что вход без маски и перчаток запрещён, висят даже на овощных ларьках. По торговым точкам Сергиево-Посадского городского округа гуляли ранее. У нас такие же объявления есть во всех сетевых: «Пятёрочках», «Дикси», «Карусели», «Ленте», «Вкусвилле» — но вот условный «сельмаг», по нашим наблюдениям, особых требований к клиентам не выдвигает. Хотя Минпромторг подтвердил право не обслуживать людей без масок и перчаток.

Прервав воспоминания, заходим в «Азбуку Вкуса»: охрана на входе разворачивает тех, кто без маски. Ящик с бесплатными перчатками стоит на входе: просят надеть. Внутри все сотрудники в средствах защиты — забегая вперёд, отметим, что это требование соблюдается почти везде. Контролирующие органы заявляют, что самые частые недочёты — отсутствие разметки для дистанции на полу и не организованные измерения температуры сотрудников в начале смены, а не «дресс-код». Посмотрев на продавцов, но ничего не купив (вот удивительно), идём к метро.

Подземные изменения

Тут произошли самые разительные трансформации. Во-первых, всё-таки пришлось покупать «Тройку»: банковскую карту или наличные не приняли. Во-вторых, перед турникетами два сотрудника метрополитена выборочно проверяют пропуска. Если вы без маски — вас «выберут» с вероятностью 100 %. Моя была надета, но к сотруднику, коллега которого зачем-то изучал паспорт мужчины восточной внешности, пришлось подойти самому. «Тройка» отказалась работать.

— Извините, проблема с картой возникла.

— Пропуск есть? — пока не вникнув, автоматически спрашивает сотрудник.

— Да, — отвечаю, достав распечатку. — Но карта не привязана.

— А почему? — Купил только что.

— Значит, придётся погулять часов пять, она только после этого активируется, — невозмутимо отвечает сотрудник метрополитена, проверяя планшетом QR-код. Убедившись, что всё в порядке, кроме моего выражения лица, всё-таки пропускает через турникет. Считать ли это полезной инструкцией на одну бесплатную поездку — сами решайте.

Внизу встречают уже два сотрудника полиции, но они заняты: тоже проверяют восточного мужчину. Полицейских мы встретили на всех станциях, где были. По людям в метро видно, что в масках все поголовно, но вот перчатки лишь на некоторых. По дороге на Ярославский вокзал у нас их никто ни разу не спросил.

Обратно в Сергиев Посад возвращаемся на электричке. Никаких проверок ни пропуска, ни масок с перчатками. Проверяющих билеты контролёров мы тоже не встретили.

Формально есть

Вернувшись, подходим к линии маршруток на вокзале — последнему пункту поездки. И тут вновь возникают те же вопросы, что и во время наблюдения за людьми в салоне автобуса ранее. Например, маски есть на всех водителях, правда, больше половины «защищают» ими лишь подбородки.

Пассажиры внутри кто в масках, кто без. Банковскую карту не принимают, только «Стрелка», зато по-тихому берут наличные — отличных переносчиков инфекции. Ситуация понятная: терминал не принимает банковские карты, «Стрелки» нет, что делать человеку?

В целом получается ситуация формальной подгонки существующих ограничений под действительность. Можно сколько угодно ругаться на безответственность людей, но от угрозы штрафов без создания условий (например, бесплатной раздачи масок хотя бы в общественном транспорте) ничего другого не получится. В условиях сильного снижения доходов тратить свои деньги на минимум две маски, только чтобы доехать до работы (можете сами посчитать, в какую сумму это выйдет за месяц), никто не хочет.

В результате требования соблюдают, но чисто номинально — боятся не за своё здоровье, а за деньги. Шансы на заражение в итоге те же, что были раньше. Задумка, кажется, была всё-таки другой.

Иннокентий Майоров

Фото автора