Фотография, которая лечит, — это не привет из эпохи телевизионных целителей, а настоящая вещь. В Сергиевом Посаде проходит фотовыставка, её сделали обычные молодые сергиевопосадцы и их ровесники, имеющие проблемы со здоровьем — по большей части, с движением. И вот эти фото по-настоящему помогают.

Одним участникам фотография помогает жить, не воспринимая болезнь как ограничение, для других она стала наукой принимать непохожих. Вместе они учатся не только строить композицию кадра, но и общаться с друг с другом, несмотря на барьеры.

На выставке два десятка отобранных снимков, и все разные. Прямые, как удар боксёра и философские, что говорят на языке образов. Портреты и автопортреты. Яркие одиночные кадры и серии в полутонах. Никогда не скажешь, сделал ли это фото человек в инвалидной коляске или тот, кому в жизни повезло больше: в фотографии все равны. Название проекта «ПосТим» — «посадская команда», и никакой сентиментальности.

«Всё началось именно с этих ребят, мы познакомились в центре "Время надежды"», — рассказывает соавтор идеи Клавдия Ескина. Клавдия с мужем Ильёй Абдрашитовым дизайнеры и архитекторы, живут и работают в Сергиевом Посаде, а в свободное время ведут студию для детей и взрослых «Дракон летит».

Центр «Время надежды» поддерживает семьи, где растут дети с ДЦП и другими диагнозами. Идея сделать совместную выставку, в которой могли бы поучаствовать самые разные авторы, родилась сама собой, в общении.

Дети, даже те, у которых нет заболеваний, зачастую не получают должного внимания, продолжает Клавдия. Она судит по тому, что видит в своей студии: если творческий ребёнок растёт в семье, где его не таланты не ценят, это скажется и на том, как он общается в обычной жизни, насколько он сможет дружить.

Она уверена, что в Сергиевом Посаде много молодёжи, которая талантливо фотографирует, и этот круг намного шире, чем тот, что сложился в их школе.

Позже к инициативе со своими работами подключились без пяти минут профи — студенты местного филиала ВГИКа. Откликнулся местный бизнес: таксопарк «Стандарт» привозил гостей выставки, пиццерия «Домино'с» не давала художникам оставаться голодными во время открытия.

Так простая фотовыставка вышла за рамки обычного смотра и превратилась в почти что эксперимент городского масштаба: сможет ли мы создать среду равных возможностей и будет ли это интересно простым зрителям?

Автор Варвара Юрченко
 

В то время, что работает выставка, в её стенах дадут мастер-классы известные российские фотографы и фотожурналисты. В прошлую пятницу в Сергиев Посад приехали Кристина Кормилицына, чьи кадры среди прочего можно видеть в «Коммерсанте» и «Известиях», а также Юлия Маковейчук — она фотограф журнала «Фома», полтора года работала фотографом Якутской епархии.

Возможно — и это часть плана Клавдии Ескиной — мастера российского фото помогут участникам сделать следующий шаг. Организаторы собирают команду творческих молодых людей, которые под руководством признанных мастеров смогут фотографировать и представить своё творчество в других городах России и даже странах. Две московские галереи уже готовы принять будущую команду сергиевопосадцев, чтобы показать результаты этих поездок.

Конкурса в рамках фотовыставки нет, призом станет перспектива выйти на новый уровень вместе с признанными мастерами.

Молодёжь получает возможность вживую услышать разбор от людей, которые получают награды World Press Photo — этого фотографического «Оскара», работают на ведущие российские газеты и журналы, преподают в университетах, от тех, чей график расписан на месяцы вперёд.

Лекции в рамках выставки будут бесплатными и открытыми для всех любителей фотодела. Ближайшая: 12 марта в 17 часов в библиотеке им. В. Розанова выступит известный фотограф-портретист Даниил Конторович.

Клавдия Ескина об опыте работы с разными детьми:

«Мы вместе прошли весь путь, даже развешивали фото вместе. Иногда на непохожих ребят смотрели почти как на белых ворон. Кто-то смотрит так до сих пор, но без неприязни. Но в целом всё хорошо, даже было так, что однажды две наши девочки поссорились, но третья, у которой заболевание, их помирила».

Кристина Кормилицына, фотограф-репортёр:

«Лучше всего учиться на собственной практике, я сама учусь каждый день. Важно много смотреть работы других авторов. Мои преподаватели давали совет: сначала научись как надо, а потом делай как хочешь. Сначала изучаешь классику, а потом выходишь за её рамки. У фотографа, как, скажем, и у режиссёра, должна быть насмотренность».

Дмитрий Линников, преподаватель МГУ, руководитель фото-службы журфака:

«Приведу классический пример: есть фотограф мировой величины Янис Глейдс. На съёмке он обморозил кисти рук, их ампутировали. Он снимал, нажимая на кнопку с помощью тросика, зажимая его во рту. И после этого, снимая в таких условиях, он становился победителем на множестве международных конкурсов».