Храм Георгия Победоносца, что находится в Семхозе, часто называют детским: здесь всегда рады маленьким прихожанам, многие мамы именно эту церковь выбирают местом крестин для своих детей, а в воскресной школе, помимо изучения Евангелия, с детьми занимаются рукоделием, резьбой по дереву и пением. А ещё у этой церкви  насыщенная спортивная жизнь.

В канун праздника Крещения Господня мы поговорили с настоятелем храма протоиереем Александром Войтенко о том, обязательно ли окунаться в прорубь три раза с головой, нужно ли «морозить» детей у Иордани, и попросили рассказать об активной приходской жизни, которая сложилась здесь за четверть века.

— Отец Александр, где окунаются в Крещение ваши прихожане?

— Наш приход собирается 18 января в 21 час на Загорском море, мы служим чин освящения воды, а накануне прихожане рубят Иордань, мы помогаем делать лестницу и ставить палатку вокруг проруби. Сам я крестился в 18 лет, каждый год купаюсь в проруби, хотя всегда подчёркиваю, что это не является церковным правилом. 

— Есть какие­-то советы для тех, кто решит окунуться?

— Главное — преодолеть страх холода. Холодно будет до купания в проруби, потому что какое­-то время придётся побыть раздетым на ветру. Когда человек решается и ныряет, он ощущает жар, немного может перехватить дыхание. Удобно и безопасней для здоровья, если к месту купания есть возможность подъехать на автомобиле, чтобы не простудиться. Главное — не замёрзнуть до и после окунания. Раздеться лучше в машине, накинуть халат, надеть валенки или шлёпки, окунуться и бегом в машину переодеваться в сухое. Хочется отметить, что окунаться лучше в плавках, купальных костюмах или балахоне, чтобы никого не смущать.

— Нужно ли перед Крещением поститься?

— На Рождество заканчивается 40­-дневный пост и наступает время Святок. В крещенский сочельник, 18 января, те, кто планирует причаститься в Крещение, соблюдают однодневный пост.

— Многие из тех, кто 19 января окунается в купель, в течение года не ходят в церковь, не постятся, не исповедуются. Есть ли смысл в таком случае нырять в прорубь?

— Ни Господь, ни Церковь не заставляют жить духовной жизнью, работать над собой, бороться с грехом, но мы к этому призываем. Православные традиции освящать куличи и набирать крещенскую воду стали общенародными. Действительно, в эти дни в храм приходят многие, кто не посещает церковь и не участвует в православной жизни, но через своё участие в празднике в таком виде они тоже исповедуют свою веру. Я и этому радуюсь.

— Каждый год в интернете появляются видео, на которых молодые мамы окунают в проруби младенцев. Есть какой­-то возрастной ценз для купания детей?

— Купание в крещенской воде не является церковным правилом, это важно понимать. На этот счёт нет установок и правил. Если мама закаляет ребёнка, это её право. Я не возьму на себя ответственность говорить, с какого возраста детей можно окунать в Иордань. Когда мои дети стали в Крещение проявлять желание окунуться и сами просили, мы разрешали, они были старше двух лет. Если дети не хотят, мы с матушкой не заставляем. Да и сам я, если болею в этот день, не окунаюсь. Не нужно считать это обязанностью. Также в Крещение нет определённых правил, например, окунаться трижды с головой и при этом креститься три раза. В молитвах на освящение воды говорится о кроплении себя и жилища, а также о питии святой воды.

— У вашего прихода большая воскресная школа, насыщенная жизнь, его даже иногда называют детским приходом…

— Я никого никогда сюда насильно не зову. Каждый приходит сам и старается привнести в жизнь прихода что­-то своё. Сейчас в воскресной школе занимается около 70 детей, а все преподаватели – это наши прихожане. У нас при школе есть столярная мастерская, занятия в ней для мальчишек ведут профессиональный резчик Вадим Евгеньевич Ветлин и его зять Юрий Николаевич Лебедев, рисованием с детьми занимается заслуженный учитель России Татьяна Анатольевна Рудева, пением — регент нашего храма Светлана Анатольевна Чеснова.

Один прихожанин увлекался пчёлами, на протяжении пяти лет здесь было шесть ульев и дети за ними наблюдали. К сожалению, из­-за того, что недалеко от нас находится вышка мобильной связи, а пчёлы чутко реагируют на это, несколько пчелиных семей по осени просто улетели в неизвестном направлении. Мы решили больше пчёл не заводить, жалко их.

— Никогда не были на ваших соревнованиях по биатлону, но знаем, что они проводятся, а вокруг церкви есть лыжня?

— Зимой в нашей сторожке тренер по спортивному ориентированию проводит занятия для ребят из гимназии им. Ольбинского, он и накатывает трассу на снегоходе. Несколько раз за зиму мы проводим соревнования по биатлону для детей. Всё, как у взрослых: пневматические ружья и настоящая спортивная мишень.

Также мы проводим соревнования по спортивному ориентированию. Пять лет назад мои старшие дети начали заниматься этим видом спорта, я тоже им увлёкся, а вместе с нами и семьи прихожан. На районных соревнованиях от Семхоза даже команда выступает. А ещё проводим весёлые старты, детям нравится.

— Такая активная приходская жизнь — ваша инициатива или прихожан?

— Каждый приход по-­своему уникален и ориентируется на потребности поселения и места, где находится. Приходская община складывается как букет, а каждый человек в нём — цветок. Каждый привносит свои таланты, и если дать возможность им раскрыться, получается активная жизнь. Мы ни одно из своих мероприятий специально не придумываем, мы поддерживаем традиции и стараемся их развивать. Например, переехала многодетная семья в Семхоз, стали ходить в наш храм, и по инициативе родителей в воскресной школе появилась группа дошколят.

— Вы навещаете ребят из комплексного центра «Оптимист», какие занятия проводите с ними?

— По просьбе руководства Центра была организована маленькая часовня, в ней  собираются 10­-12 детишек с особенностями развития. Мы нашли хорошую форму взаимодействия: раз в неделю я служу там молебен, окропляю детей святой водой и мы зажигаем свечи. Воспитанникам центра такой вид общения со священником помогает адаптироваться к поведению в храме. Вместе с ребятами из воскресной школы мы ездим в «Оптимист» с рождественскими и пасхальными концертами.

— Храму в прошлом году исполнилось 25 лет, к юбилею у вас обновился иконостас и появился балкон, для чего он нужен?

— Балкон — необходимость. Ребята из воскресной школы, которые проявляют интерес к церковному пению, посещают дополнительно хоровой класс и участвуют в службах. С каждым годом хористов становится всё больше, сейчас это около 30 человек, и они уже просто не помещаются на первом этаже. Во многих древних храмах были такие балконы, они так и назывались «хор».

А иконостас спроектирован и сделан нашими прихожанами под руководством Александра Николаевича Солдатова. В нижнем ярусе из дерева вырезаны четыре картины, которые рассказывают сюжеты из истории храма. На последней из них мы решили запечатлеть крестный ход во время празднования 700-летия Сергия Радонежского. Люди тогда прошли пешком от Хотькова мимо нашего храма до Троице-­Сергиевой лавры. 

Беседовала Евгения Кинтушева