1930 год, сброс колоколов. Фото Михаила Пришвина

Мы продолжаем серию публикаций о судьбе храмов и зданий Троице-­Сергиевой лавры в советские годы. В предыдущих номерах «Краеведческого вестника» (см. выпуски от 27 марта и 5 июня) говорилось о Духовской церкви и Трапезной. Сегодня мы расскажем о бытии в первой половине ХХ века Успенского собора, колокольни и Надкладезной часовни.

Напомним: после революции 1917 года Лавра была национализирована, а 20 ап­ре­ля 1920 года Влади­мир Ленин подписал декрет об обращении её художественно­-исторических ценностей в музей. К этому времени, с конца 1918 года, в монастыре работала Комиссия по охране памятников истории и старины, в состав которой вошли известные деятели науки и искусства тех лет. История обители в первой половине ХХ века очень непроста: до 1946 года богослужения в храмах не проводились, на территории Лавры размещались советские учреждения, многие помещения и даже стены были отданы под жильё.

Успенский собор

После национализации собор был временно оставлен за Комиссией по охране памятников старины и искусства Троице-­Сергиевой лавры «для целей обмеров». Вскоре здание было передано в ведение и пользование Наркомпроса, а всё находящееся в нём — Сергиевскому исполкому.

Тогда же его начали использовать под «складирование» снятых иконостасов. Как музейная экспозиция храм поначалу не функционировал. Позже собор, как памятник архитектуры, относился к церковно­историческому отделу (1929 год) и был занят музейной экспозицией. Его посещение допускалось только «организованным порядком с лекциями на антирелигиозные темы».

В 1930-­х годах «сгруженные» ранее в соборе иконостасы из других церквей решили частично поставить экспозиционно. Кроме того, в храме были помещены три кареты XVIII века. Сегодня они (карета митрополита Платона, дормез и линейка) находятся в исторической экспозиции, размещённой в Конном дворе и хорошо известны посетителям Сергиево­-Посадского музея-­заповедника.

Предположительно, 1946 год, перед передачей собора Церкви

И всё же к концу 1930-­х годов собор, как писали в документах тех лет, был «совершено не освоен как музейный объект, а просто является пустой закрытой церковью». По этой причине планировалось «показать историко­художественный комплекс собора и историю монастыря в XVI и XVII вв.». Для исторической части отдела предполагали использовать помещение западной паперти собора, а художественную — разместить в самом храме.

В 1939 году президиум Загорского Совета не просто намечал размещение плодо-овощехранилища в соборе, а обязывал директора музея немедленно передать помещение храма Пищеторгу. Только Отделу по охране памятников Управления по делам искусств при Совнаркоме РСФСР удалось решить этот вопрос.

Во время войны (1942 год) в Успенский собор вновь стали допускать посетителей музея. Там же располагались склады райотделения НКВД (1945 год), которые приказано было вывести к 1 января 1946 года.

Это была подготовка к передаче храма Патриархии. Разговоры о том, что Лавру «в скором времени передадут Патриарху» среди жителей города шли как минимум с осени 1945 года. И в апреле следующего года последовал приказ о передаче собора в ведение Русской православной церкви. Первая служба в нём состоялась на Пасху 20 апреля.

К этому событию музей передал Патриархии серебряную гробницу XVI века с мощами преподобного Сергия Радонежского. В советское время она размещалась в Никоновском приделе Троицкого собора, с началом войны в 1941 году её вместе с другими ценностями эвакуировали в Соликамск. А перед первой службой в апреле 1946 года раку временно разместили в Успенском соборе.

Колокольня

31 мая 1920 года колокола Лавры звонили в последний раз. И летом здание Колокольни было передано в пользование местного Исполкома, который использовал нижний ярус как складское помещение.

Позже, в 1925 году, его заняла коммерческая часть отдела УИКа — уездного исполнительного комитета. Возможно, это был винный склад, о котором в 1929 году упоминал писатель Михаил Пришвин, живший в то время в Загорске. А, может быть, склады и менялись.

В декабре 1929 года музею предписали сдать с колокольни в Рудметаллторг все колокола большой массы. Что и было сделано в январе 1930-­го. Описание сброса колоколов мы также находим в дневниках Михаила Пришвина, ему же принадлежат широко известные фото.

С начала 1930-­х годов в колокольне размещались и фонды музея. В 1940 году началось освобождение помещений в связи с предстоящей реставрацией.

В 1934 году «ввиду сильных обветшаний колокольни и её колоннад» возникла необходимость «обязать Горсовет переменить место укрепления революционного шестиметрового флага к кресту колокольни, сильно расшатавшегося от колебаний древка и грозившего разрушением памятнику мирового значения». Обращаю внимание, что в этот период — середина 1930-­х годов — вопреки расхожему мнению о том, что в Лавре в советский период с храмов были сброшены кресты, сняли именно флаг.

1950-е годы

Во время Великой Отечественной войны на колокольне был устроен наблюдательный пункт.

В апреле 1946 года, к Пасхе, было получено разрешение звонить в колокола «для религиозных целей».

Перед передачей колокольни Патриархии (в октябре 1946 года) в ней находилось общежитие охраны музея.

Надкладезная часовня

В 1920 году часовня была признана памятником «художественно-­исторической ценности, подлежащим передаче в ведение Наркомпроса». Но, несмотря на это, в начале 1930-­х годов (по воспоминаниям) в ней «торговали квасом и тощими бутербродами».

Успенский собор и Надкладезная часовня, послевоенные годы

В 1937 году в часовне намечалось «развернуть дополнительную экспозицию, рисующую взаимоотношения монастыря и богомольцев, монастырский шантаж, фабрикацию и торговлю священными реликвиями, доходы монастыря от богомольцев». В войну Надкладезную часовню показывали как памятник архитектуры.

То, что часовня оказалась ничем не занята, способствовало в октябре 1946 года её достаточно быстрой передаче Патриархии как сооружения «подчёркивающего величину и значительность Успенского собора».

Нина ХОЛОДКОВА,
ведущий научный сотрудник
Сергиево­-Посадского
историко­-художественного
музея­-заповедника