Многодетной семье накануне отопительного сезона отключили электричество — единственный источник энергии, от которого в доме зависят и отопление, и горячая вода, и канализация, и приготовление пищи. Причина в том, что долг за электроэнергию у Глуховых перевалил за 250 тысяч рублей. Газета «Вперёд»  семейства побывала в гостях у главы семейства — Светланы  — и попыталась разобраться, почему они попали в такую кабалу.

Подаренную квартиру поменяли на дом Вместе с представителем уполномоченного по правам человека в Московской области Татьяной Накоряковой, заведующей отделом организации социального обслуживания граждан Сергиево-Посадского управления социальной защиты населения Татьяной Сорокиной мы попытались узнать, как помочь семье и нужно ли это делать.

Суета социальных служб вокруг Глуховых началась после выхода в газете «Подмосковье сегодня» и на портале mosregtoday.ru статьи под заголовком «В Сергиевом Посаде мать-героиню с восемью детьми лишили света и тепла за неуплату». Автор не учла, что у семьи длинная история.

В 2008 году Светлана Глухова получила орден «Материнская слава», который вручается за достойное воспитание пяти и более детей — тогда в семье их было семь. Все Глуховы ютились в однокомнатной квартире на Рабочем посёлке. Газета «Вперёд» не раз поднимала тему о необходимости улучшения жилищных условий многодетной пары. Светлана с мужем обивали пороги присутственных мест.

В том же году администрация Сергиево-Посадского района предоставила семье трёхкомнатную квартиру площадью 120 квадратных метров в новостройке по проспекту Красной Армии, 218. Новое жильё, по словам Светланы, было без ремонта. Все деньги уходили на поклейку обоев, покупку необходимой мебели. Старенькую однушку за семьёй при этом оставили. Сейчас в ней живёт один из старших сыновей Светланы.

В 2014 году семья, как и многие многодетные, получила участок земли в деревне Трёхселище Шеметовского поселения. Тогда же у Глуховых родился восьмой ребёнок — дочь Екатерина.

Основной добытчик в семье был, конечно, отец: Светлана много лет провела в декрете. В январе 2016 года у Павла Глухова случился инфаркт, после которого он уже не встал и вскоре скончался. «Я часто пропадала у него в больнице, да и много денег уходило на лекарства», — рассказывает Светлана. Из-за этого, по её словам, средств на оплату коммунальных услуг не оставалось. К моменту смерти главы семейства долг за квартиру, по словам Светланы Глуховой, составлял уже больше 600 тысяч рублей. Правда, в управляющей компании «Евросибспецстрой-Сервис» сообщили, что максимальная сумма долга Глуховых за коммунальные услуги была 314 тысяч 747 рублей.

Семье квартира не нравилась: дом они считали элитным, а, значит, и отношение к себе соседей воспринимали неоднозначно, коммунальные платежи полагали избыточно высокими (только за отопление 120-метровой трёшки приходилось платить больше 5 тысяч ежемесячно), при этом комнат на всех не хватало. Семья мечтала о собственном доме.

Однажды они просто позвонили по объявлению в газете о продаже дома неподалёку, на улице Гайдара. Им предложили осмотреть всё самим. На тот момент это был только участок 8 соток, на котором продавец обещал построить особняк площадью 180 кв. м со всеми коммуникациями. Этот же продавец так проникся семейной ситуацией, что вызвался помочь семье с продажей квартиры и познакомил с риелтором. Покупателя нашли, квартиру продали за 4 миллиона 750 тысяч с учётом, что он обязуется погасить долг по коммунальным платежам. Примерно эту же сумму семья заплатила за дом и участок, в котором на момент заселения, осенью 2017 года, был только свет: ни газа, ни канализации, и даже забора по периметру как не было, так и нет.

Строитель дома Сергей Бондаренко, с которым велись переговоры, говорит, что ни забора, ни газа не обещал. «На ту сумму, что у них была, мы едва-едва уложились со строительством дома. Я говорил, что для присоединения к газопроводу есть техническая возможность. Глуховы намеревались начать копить деньги». При этом никаких документов о взаимных обязательствах покупателя и застройщика у Светланы Глуховой нет. Всё было сказано на словах, Светлана поверила и добилась в отделе опеки разрешения на продажу благоустроенной трёшки.

Что в итоге: семеро Глуховых — Светлана, четверо несовершеннолетних и двое взрослых детей — сейчас живут в доме, который вынужденно отапливают электрокотлом. Горячая вода — от электрического водонагревателя. Канализация — септик глубиной 5 колец, который быстро накапливается, чему способствуют не только нужды семьи, но и дождевые, а весной талые воды. Септик постоянно нуждается в откачке, семья делает это с помощью простенького насоса, сбрасывая всё содержимое прямо на поверхность пустующего участка по соседству. Только за электричество в холодное время года приходится выкладывать 20-25 тысяч в месяц.

Просите, и дано будет вам

Глуховы никогда не стеснялись обращаться за помощью и в органы власти, и к добрым людям.

Например, в 2014 году на новостном портале «Копейка» семья Глуховых просила помощи у жителей Сергиева Посада: «К вам обращается многодетная семья Глуховых, в которой воспитываются 8 детей (от 3 до 18 лет). К сожалению, в нашей семье произошло несчастье, мы лишились нашей кормилицы — средства передвижения (машины «газель»), которая нам жизненно необходима т. к. на ней мы ездили в храм за продуктами питания для детей (молоко, творог, мясо, крупы), на участок в Торгашино (где мы выращиваем зелень и ягоды)». (Пунктуация автора сохранена. — Ред.).

Белая «газель», которая появилась в семье вместо прежней «кормилицы», сейчас стоит возле дома, на ней давно никто не ездит. Доставкой продуктовой помощи из Лавры теперь занимаются волонтёры. Созданная при монастыре социальная служба регулярно помогает многодетной семье. Молоком, тушёнкой и картофелем, морковью и капустой семью периодически снабжают спонсоры, привлечённые управлением сельского хозяйства администрации Сергиево-Посадского района. Начальник управления Иван Кончаков сказал, что Глуховым дают кур-несушек, подыскивают им козочку: «Семья обратилась в администрацию района с просьбой о помощи. Мы выполняем поручение главы».

Соседи Глуховых, по их собственному признанию, тоже помогают, чем могут: отдают одежду для детей, один из соседей подарил стиральную машинку и привёз чернозём для огорода.

Когда долг за свет в мае 2018 года был ещё 132 тысячи рублей, Светлана Глухова обратилась за помощью к депутату Московской областной Думы Сергею Двойных и главе Сергиево-Посадского района Михаилу Токареву. Сергей Двойных оказал семье материальную помощь в размере 50 тысяч рублей, также под его поручительство Управление социальной защиты выделило Глуховым единовременную помощь 35 тысяч рублей. С условием, что деньги будут внесены в счёт долга за электричество. Подачу света тогда временно восстановили. В целом за электричество семья платит, но крайне нерегулярно: то месяцами не вносят ни копейки, то пару раз в месяц бросят на счёт 10 тысяч.

Когда у семьи в июне 2019-го снова отключили электричество за долги, руководитель клуба семейного взаимодействия «ДОМ» Евгения Хохлова привезла уже заправленный топливом электрогенератор, газовую плиту и баллон, чтобы Светлана могла готовить.

В гостях у Глуховых

Дорогу, что ведёт к дому, назвать дорогой сложно, это скорее насыпь из кусков асфальта. Забора на участке нет. Первыми звонким лаем нас встретили две собаки, живущие в будках по разные стороны дома. На крыльцо выходит Светлана, старшая дочь Наталья и младшая Екатерина. Один из старших сыновей, не отрываясь, что-то чинит в припаркованном во дворе автомобиле. Хозяйка показывает небольшой сарай, в котором живут коза и куры, а потом ведёт к огороду. На восьми сотках земли — несколько маленьких грядок, теплицы нет, кустов картошки тоже не видно. На вопрос «почему на такую большую семью так мало грядок?» Светлана отвечает, что она инвалид второй группы, передвигается плохо, поэтому ей сложно заниматься огородом.

Обращается за помощью к старшей дочке Наташе — она для мамы главная помощница. Девушке 18 лет, она заочно учится на ландшафтного дизайнера в Сергиево-Посадском аграрном колледже, с 14 лет подрабатывает в цветочном магазине, окончила курсы флориста, но сейчас не работает, говорит, что устала — нужно немного отдохнуть.

Подойдя к вопросу о долгах, разговор сводится к детям — четверо из восьмерых Глуховых уже совершеннолетние, трое — подростки, самому младшему ребёнку — 9 лет. По рассказу Светланы, старший сын Алексей давно с ней не живёт и не помогает, хотя в доме прописан. Александру 23 года — он женат, есть дочка, но недавно молодой мужчина заболел инсулинозависимой формой сахарного диабета и пока не работает. Дима, Андрей и Ваня — подростки, они не подрабатывают.

Регулярные доходы семьи — пенсия детей по потере кормильца, пенсия Светланы по инвалидности, зарплата Сергея: «Он получает 14-20 тысяч, деньги не отдаёт, но иногда купит пакет продуктов с аванса», — рассказывает женщина. Суммарный доход семьи в настоящее время без учёта зарплаты Сергея — около 60 тысяч рублей. Здесь не учтены разные виды единовременной помощи, которую семье оказывали депутаты и управление социальной защиты населения, компенсация за коммунальные услуги, которая за полгода составила около 43 тысяч рублей, государственная социальная помощь. На вопросы представителя уполномоченного по правам человека и сотрудника соцзащиты о том, как строится семейный бюджет, почему допустили накопления такого долга, Светлана лишь пожимает плечами. Она понимает, что за свет платить надо, намеревается копить деньги и постепенно закрывать долги, боится остаться без отопления зимой и опасается, что при плохом развитии событий детей могут отправить в социальный приют. Но что делать сейчас, пока не имеет представления.

Светлана считает, что их положению может помочь установка в доме твёрдотопливного котла. Тогда отапливаться зимой можно будет с помощью дров и угля (с ними какие-нибудь добрые люди помогут). Стоимость такого агрегата вместе с работой — около 100-150 тысяч рублей. Но вот где взять в общей сложности 410 тысяч рублей на погашение долга и установку котла, многодетная мать не знает.

Можно, конечно, продать что-нибудь ненужное. Например, участок земли в Трёхселищах, выделенный Глуховым как многодетным. Но, по словам Натальи, они уже давно пытаются найти на него покупателя. За объявленную сумму его никто не берёт, а за копейки, говорит, отдавать не хочется. Да и с документами там не всё в порядке: участок получали ещё при живом главе семейства, стало быть, его доля тоже там имеется. Значит, для продажи надо вступить в наследство. Сделать это теперь можно только через суд (с момента смерти прошло больше трёх лет), а для этого нужна оценка земли, которую тоже бесплатно никто не сделает. То же самое и со старенькой «газелью»: стоит она мёртвым грузом, и ездить на ней нельзя, и продать хлопотно.

Те, кто уже оказывал этой семье материальную помощь, в приватных разговорах высказывают мнение, что помочь закрыть долг сейчас, конечно, можно, но есть большая вероятность, что через какое-то время он снова вырастет. Такое уже случалось. Нет в семье планирования бюджета, а иждивенческий настрой преобладает.

Кстати, Глуховы в течение нескольких лет были под патронатом специалистов Сергиево-Посадского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, где шла работа с психологами и педагогами. Потом семья от их услуг отказалась. Может быть правы те, кто помогает таким семьям не деньгами, а знаниями, учит способности нести ответственность за себя и своих детей. Тотальная юридическая безграмотность привела к тому, что семья, даже переехав в просторный дом, оказалась у разбитого корыта.

Евгения Кинтушева
Фото автора

КОММЕНТАРИИ

Екатерина СЕМЁНОВА, уполномоченный по правам человека в Московской области:

Уполномоченный реагирует не только на личные обращения граждан, но и на публикации в средствах массовой информации, где описаны случаи нарушения прав. После статьи про семью Глуховых в газете «Подмосковье сегодня» мы провели проверку, мой представитель в Сергиево-Посадском городском округе выезжала на место. Ситуация очень неоднозначная, вопросов возникает много — и к местной опеке, и к самой маме. Будем контролировать дальнейшее развитие событий. При необходимости семье будет оказана вся необходимая консультативная помощь.

Людмила КИРИЛЕНКО, начальник Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Сергиево-Посадскому муниципальному району:

Наше управление всегда идёт навстречу семьям. Забирать детей у мамы никто не будет. Если Светлана Глухова изъявит желание, она может написать заявление и несовершеннолетние дети в соответствии с постановлением Российской Федерации от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» временно будут определены в школу-интернат им. Преподобного Сергия как дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Как только в доме появится электричество, а значит, в отопительный сезон в нём будет тепло — многодетная мама в любое время сможет забрать детей домой.

Сергей БОНДАРЕНКО, строитель:

Я сочувствую этой семье, понимаю, что им тяжело. Но считаю свои обязательства перед ними выполненными. Мы действовали исходя из той суммы, что у них была, и она была не велика. Насколько мне известно, сейчас в доме у Глуховых какое-то минимальное количество электричесва есть: они подключились к соседнему дому. Я его строил, и я это знаю.