Крупные залежи брошенных боезапасов обнаружили под Краснозаводском в конце прошлой недели, 12 июля. Первыми на место прибыли местные журналисты по наводке жителей. Вслед за ними на «заминированную» опушку примчались представители силовых ведомств, а вместе с ними и мы.

Хотя «обнаружили» всё же не совсем верное слово: пока взрывотехники обходят территорию, они рассказывают, что в 2017 году на злосчастную лесную полянку уже выезжали спецы, тогда же валявшиеся на земле опасные предметы вывезли и утилизировали. Проблема в том, что в глубине остались буквально сотни старых гранат, снарядов, выстрелов от РПГ и патронов. Чтобы вытащить всё захороненное потребовались бы настоящие раскопки, к которым никто не был готов.

Тогда же, два года назад, выяснили и происхождение «склада». Неподалёку находится краснозаводский химзавод. Сотрудник предприятия пояснил, что взрывоопасное добро сюда просто выбрасывали, присыпая землёй — во времена СССР это была территория КХЗ, а потом участок передали государству вместе с «сюрпризом».

Причём «сюрпризом» во всех смыслах: с уверенностью сказать, что тут лежит и представляет ли реальную опасность сейчас не может никто. Специалисты рассказывают, что в прошлый раз отсюда вывезли около тысячи снарядов, сотня из которых была далеко не пустой. Есть подозрение, что в нынешнем «урожае» соотношение будет примерно то же.

Подходим к спецам, стоящим над бегло собранной грудой всевозможных железок: от типовых моделей снарядов, производимых в царской России, до гранат времён Великой Отечественной войны. На вопрос «Всё ли здесь «пустышки»? — молчаливо мрачное мотание головой.

Можно было бы ещё хоть как-то смириться с фразой «ну лежало много лет, ещё столько же пролежит» — но местное захоронение явно «двигается». Ржавые боеприпасы регулярно вымываются из земли близлежащим ручьём, а часть, что куда хуже, выкапывают. На поляне видны метровые ямы — следы нелегальных раскопок. Возле них на суку дерева висит ватник и сломанный фонарик. На некоторых снарядах — свежие светлые пятна. Специалисты поясняют: это значит, что из них выплавляли тол. Таким образом, вырисовывается картина незаконной, но регулярной работы вахтовым методом.

Что делать с опасной зоной, в сущности, пока никто не знает. «В ближайшее время территория будет оцеплена, после чего начнётся подъём всего металлического для последующей сортировки и утилизации», — прокомментировал Александр Суворов, начальник сектора ГО и ЧС администрации Сергиево-Посадского района.

Помимо этого силовым ведомствам предстоит разведка окружающей местности, чтобы понять, с каким масштабом захоронения они столкнулись. Неплохо было бы и встретиться с работавшими тут ранее «археологами».

Иннокентий Майоров