Жизнь — удовольствие дорогое. Цивилизованная и законопослушнаявообще практически неподъёмное. Чем выше коммунальные тарифы, тем соблазнительнее идея переиграть государство на его территории, нарушив закон. Какими последствиями чреваты такие игрычитайте в нашем материале.

Легальный путь

Перед тем, как говорить о протестных стратегиях коммунального старообрядчества, обратимся к закону. Постановление Правительства РФ № 354 обязывает нас устанавливать индивидуальные водяные и электрические счётчики. Газовые и отопительные в контексте этого разговора опустим — от учёта гигакалорий и кубометров голубого топлива можно уклониться без особых последствий, чего не скажешь о киловаттах и литрах воды. Трёхфазный электрический счётчик нового образца обойдётся тысяч в 6. Прослужит 16 лет. Водяные счётчики обойдутся в ту же сумму, но их придётся заменить лет на 5­-7 раньше. Оплачивать заставят только потреблённые ресурсы. При должном уровне экономии окупиться счётчики могут за 3­-4 года. При легкомысленном потреб­лении коммунальные издержки могут вырасти в 1,5­2 раза.

Поставить магнит

Или заставить счётчик работать в свою пользу. Объявлений о продаже незатейливых приспособлений в интернете сотни. «Оттормозить» прибор учёта можно практически до нуля. Сэкономить таким образом можно тысячи полторы­-две рублей в месяц, но если попался — кара ждёт суровая. Десятикратный норматив с момента последней поверки. А если оной не проводилось — то за 3 года или 36 месяцев. Итого 36 умножаем на 10, а после на нормативное количество кубометров горячей и холодной воды — 4,745 и 6,9 соответственно. И на стоимость этого самого кубометра. Для горячей воды итоговая сумма «штрафного тарифа» может превысить 250 тысяч. А сверху административный штраф 3-­4 тысячи рублей.

Разбить молотком

Или пойти по пути британских бунтарей луддитов. Выводишь из строя прибор учёта — и думаешь грешным делом, что переведут на те самые нормативы, которые позволяют экономить — особенно если на твоей жилплощади без прописки проживают дальние родственники и друзья. В таком случае первые три месяца будут оплачены по среднемесячному потреблению, а все последующие по нормативу, умноженному на полтора. Выгодно это может оказаться в том случае, если в квартире проживает более двух незарегистрированных людей. Если же будет доказано умышленное повреждение прибора учёта — в силу вступит тот самый десятикратный «штрафной» тариф.

 

Справка

Луддиты — противники промышленной революции в Англии начала XIX века, избравшие методом борьбы производственную диверсию — а именно разрушение паровых машин и механизмов. Идеологи движения считали машины порождением зла, которое приведёт к росту безработицы и массовому голоду. В определённый момент времени луддитов признали национальной угрозой Англии. На противодействие им отправляли отряды регулярной армии.

 

«Коммунальное старообрядчество»

Мой дед счётчик не ставил и вообще воевал не за то, чтобы нас тут всех учитывали, — предполагают некоторые и живут без счётчиков десятилетиями. И рискуют нарваться на циклопические репарации — таким потребителям Мосэнергосбыт может выставить счёт, умножив мощность всех электроприборов, находящихся в доме, на количество часов. Представим себе — 6 месяцев или 4320 часов, умноженные на несколько киловатт и стоимость киловатта — здесь можно и на полмиллиона нарваться. И кстати, установку счётчика всё равно обяжут оплатить.

Кордоны перед проверяющими

Выставлять безопаснее и эффективнее всего. Редко жильцы многоквартирных домов бывают уведомлены о поверках по правилам и лично. Инспектор раз пообивает пороги, другой — а после возьмёт и напишет акт о недопуске в квартиру, после чего три месяца будет приходить квитанция со среднемесячным значением, а на четвёртый — по нормативу, умноженному на полтора. «Выгодной» такая схема может быть непродолжительное время при наличии большого количества незарегистрированных пользователей светом или водой.

Итого

Непродолжительный бунт против счётчиков теоретически возможен и на коротком отрезке может оказаться выгодным. Однако расплачиваться за «игру не по правилам» иногда приходится в тридцатикратном размере. То, что многие из нас квалифицируют как высшую справедливость, государство считает воровством и беспощадно с ним борется.

 

Сергей Рунько