Зелёный переулок, 25 — первая хрущёвка в нашем городе

В 1959 году в Зелёном переулке Загорска был построен первый в городе четырёхэтажный малогабаритный кирпичный дом. В архитектурном и социальном смысле эти типовые здания можно назвать целой эпохой советского домостроительства.
О них, всем известных хрущёвках, наш рассказ.

Когда и кто их придумал?
И до, и после войны жилищный вопрос в нашей стране стоял очень остро. «Сталинские» дома с высокими потолками, большими прихожими и даже лепниной не могли удовлетворить жилищный голод по причине затратности. После смерти «вождя народов» в 1953 году к власти пришел Н. С. Хрущёв.

Одиннадцатилетний период его правления оставил неоднозначный, но яркий след в истории страны. До сих пор не утихают споры о положительных и отрицательных шагах его политики. К числу заслуг, помимо развития космонавтики, большинство людей относит достижения в области жилищного строительства. Хрущёв предложил архитекторам разработать проект дешёвого, экономного и удобного жилья: «Надо строить больше и быстрее. Ничего, что квартиры будут меньше, зато их станет больше». Бытовала такая байка: как-­то при ознакомлении с одним из первых типовых вариантов квартир уменьшенной планировки один из членов комиссии спросил Никиту Сергеевича, не слишком ли мала площадь совмещённого санузла. «Нет, не мала, — ответил он. — Я пролез, и другие пролезут».

В 1957 году вышло Постановление ЦК КПСС и Совмина «О развитии жилищного строительства в СССР». С этой даты началась эпоха массового жилищного строительства. Первые малогабаритные дома появились на окраине Москвы, в Черёмушках, а вскоре — и по всей стране. Все эти поистине революционные изменения не обошли стороной и Загорск.

По финскому проекту

В послевоенное время жизнь большинства жителей нашего города была скученной и бедной. Жили в коммуналках, ютились в маленьких комнатушках и бараках. Под жильё приспособили даже стены и башни Троице­-Сергиевой лавры. Жилищный кризис был налицо и требовал безотлагательного решения.

К программе обеспечения трудящихся отдельными квартирами первыми в городе подключились самые крупные, быстроразвивающиеся промышленные предприятия — ЗОМЗ и ЗЭМЗ.

Оптико-­механический завод, имевший собственную строительную базу, решился построить четырёхэтажный 64­-квартирный дом, как тогда говорили, по финскому экономичному проекту (подобные дома в те годы строились не только в СССР. — Прим. ред.). Строительную площадку выбрали в Зелёном переулке. Дом был построен в 1959 году, и первые новосёлы переступили порог своего жилья.

Квартиры были однокомнатные и двухкомнатные. Их счастливые обитатели хвастались полноценными удобствами: водопровод, канализация, центральное отопление (газ пришёл в конце 1960-­х). После прихожей — проход на кухню через комнату. Санузел совмещённый, комнаты смежные с небольшой кладовкой. В пятиметровой кухне — двухконфорочная дровяная плита (в каждой квартире для неё была специальная вытяжка) и водяной «титан». В подвальном помещении для каждой семьи — маленький сарайчик для хранения дров, домашних заготовок и картофеля. Было и общее помещение для рубки дров. Жилая площадь в однокомнатной квартире составляла 18 кв. м, в двухкомнатной — 28 кв. м.

Маленькие хоромы

Жильё предоставлялось бесплатно по тогдашней норме: девять кв. м на человека. Однако нередко её снижали до семи. Таким образом семья из четырёх человек получала двухкомнатную квартиру, которую в то время многие называли полуторной из­-за очень малого метража. «Однушку» чаще всего давали на троих.
Середина 1960-х. Вид из Хотьковского проезда на проспект Красной Армии

 

В первой загорской хрущёвке были особенности, отличающие её от подобных построек более позднего времени. Однорамные окна с двойными стеклами, вместо форточки — выдвижная фрамуга. Под кухонным подоконником — встроенный шкафчик, он же холодильник. Миниатюрные балкончики, потолки высотой 2,8 метра (в более поздних домах они понизились до 2,6 и даже 2,5 метра. — Прим. ред.). Следует упомянуть и окрашенные белой краской входные двери, на которых вместо больших почтовых ящиков располагалась аккуратная, отделанная металлом щель с надписью «почта».

В следующие варианты домов хрущёвской серии был внесен ряд корректив. Потолки снизились, зато до пяти увеличилась этажность. Появились панельные и блочные дома, которые возводились значительно быстрее кирпичных. Когда подключили газ, громоздкую дровяную плиту заменили газовой.

Новосёлам той первой хрущёвки (заметим, тогда этого названия ещё не было) переезд в новую отдельную квартиру принёс несказанную радость. На первых порах эти маленькие квартиры казались хоромами. И это понятно: люди выезжали из подвалов, бараков, прощались с коммуналками — для них начиналась совершенно новая жизнь. Радовало всё: окна выходили на открытый в 1954 году Дворец культуры, рядом с ним — малый стадион с футбольным полем и хоккейной площадкой. Зимой работал каток, совсем близко — на Рабочем посёлке — в 1956 году открылась 19­-я школа. На ул. Розы Люксембург (ныне Леонида Булавина. — Прим. ред.) строились ещё два четырёхэтажных кирпичных дома с такими же малогабаритными квартирами и с детским садом на первом этаже (сейчас там поликлиника № 1). Подобные дома вскоре появились и на улице Валовой. Обещания Хрущёва предоставить каждой семье отдельную квартиру к 1980 году реально воплощались в жизнь — строили много. Впрочем, этот срок впоследствии не раз отодвигался и вскоре был забыт. В него, как и в лозунг о том, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме», мало кто верил. Зато верили в новые космические достижения, в спортивные победы, дружбу советских республик… Людям очень хотелось гордиться своей страной.

Вскоре в Загорске стали строить дома для молодых специалистов, предоставляемые выпускникам вузов, — общежития, внешне похожие на хрущёвки. О темпах жилищного строительства говорят следующие цифры: если в 1955 году в Загорске было построено 7000 кв. м жилой площади, то в 1961 году — в три с лишним раза больше, т. е. 22 505 кв. м. В среднем на душу населения в 1962 году в нашем городе приходилось 5,6 кв. м жилой площади.

Широкомасштабное возведение жилья, начатое при Хрущёве и продолженное при Брежневе, во многом решило остро стоящую жилищную проблему в СССР. По метражу нового строительства во времена хрущёвского периода мы обогнали многие страны, а по темпам ввода жилья к концу 1950-х гг. СССР вышел на первое место в мире.

Лидия Гирлина