Ленские столбы

Часть первая

Как же я люблю Россию! Люблю её размах, ширь, просторы, бескрайность!

Каждый год сама составляю свой необычный маршрут. На этот раз желание пройти ещё одну реку РоссииАнгару привело меня снова в Иркутск. Авиабилеты выгоднее покупать за полгода, а расписание на речные «Метеоры» появилось за месяц. Получилось три свободных дня, и я еду за город.

Аршан

Посёлок находится в четырёх часах езды от Иркутска. Богат термальными источниками-­аршанами, обладающими целебными свойствами. Находится в предгорьях Восточного Саяна и в 150 километ­рах от границы с Монголией. По дороге из окна маршрутки видна южная оконечность озера Байкал и посёлок Култук, основанный в 1647 году сибирским первопроходцем Иваном Похабовым. Здесь родился всем известный парикмахер Сергей Зверев.

В Аршане можно разместиться в санаториях, а можно снять частное жильё. Прогулки по горным тропам, обед буузами, подъём к водопаду, вода из источников, приём ванн, поляны цветущего ветреника — всё вызывало восторг!

Ангара

В день открытия навигации еду в город Балаганск, чтобы сесть на теплоход. Ангара — единственная река, вытекающая из Байкала. Выше по течению она не судоходна. По дороге проезжаем посёлок Кутулик, где прошло детство писателя Александра Вампилова, которого мы знаем по пьесам «Старший сын» и «Прощание в июне». Пересекаем границу Усть­-Ордынского Бурятского автономного округа, отмеченного стелой в национальном стиле. За окном — нежная зелень, поля засеяны, пасутся лошади, коровы.

Вот и причал. Речной «Метеор» уже стоит. Все поздравляют команду и друг друга с открытием навигации. Для людей при отсутствии дорог это целое событие! За сезон нужно успеть привезти всё необходимое.

Я опять стою в открытой части теплохода, надев на себя все тёплые вещи, и любуюсь пейзажем шири Братского водохранилища. Почти восемь часов синевы!

Братск

Сколько в детстве я слышала о Братской ГЭС, о комсомольской стройке и патриотизме молодёжи всей страны! И вот я здесь.

Наутро — музей истории «Братскгэсстроя», где рассказали о первом остроге (1631 год), о первой строительной палатке, печке-­буржуйке и «мошкодавке» (дым от смеси дуста и керосина!). Итог: две ГЭС, Братская и Иркутская, и «дорога мужества» ЛЭП­-500, про которую Анна Пахмутова, прожив здесь месяц, написала песню: «ЛЭП-­500 — непростая линия»!

Сначала я еду на городском автобусе по самой плотине Братской ГЭС. А потом прохожу её ещё раз пешком — 1430 метров! — наслаждаясь видами, шумом турбин и воды. Мощь! Махина высотой 125 метров! По плотине проходит и БАМ.

Вечером поезд. И я опять еду по БАМу, по ещё не пройденному мною пути от Братска до Усть­-Кута.

Братская ГЭС

Верховья Лены

Рейс в верховья Лены совершается один раз в году сразу после открытия навигации, по высокой воде. Наш красавец теплоход «Демьян Бедный» не смог подойти к причалу, стоял на рейде. Когда мы появились на берегу, на корабле позвонили в рынду. И за нами прислали шлюпку, матросы помогли с багажом. На борту встречала команда с хлебом-­солью, разместили в каюты, выбрали столик в ресторане.

Необычно было и отправление. Маленький буксирчик подцепил наш теплоход и вёл его полтора часа, чтобы мы не сели на мель. После ужина состоялся вечер знакомств. Туристы были из разных городов России, из Дании, Норвегии, Швеции.

Трубка «Мир»

Киренск

Основанный в 1630 году город похож на большой музей под открытым небом. Здесь проживал со дня основания поселения и до конца своих лет открыватель новых земель Ерофей Хабаров, останавливался граф Николай Муравьёв­-Амурский, бывали писатели Иван Гончаров и Николай Чернышевский.

В краеведческом музее мы узнали о знаменитом хирурге Углове, практиковавшем до 100 лет. Говорили о Ленских приисках, Бодайбо, восстаниях рабочих, о псевдониме Владимира Ульянова (Ленина).

Ленские щёки

Самая яркая точка в этом круизе, ради чего сюда едут. Щеками называют три крутые излучины русла реки Лена между устьями рек Ичера и Витим. Три огромные оранжево-­красные скалы высотой до 200 метров тянутся вдоль реки на 3 километра. Здесь русло сильно сужается, течение превращается в бурлящий поток, стремящийся от одного берега к другому. Это самый опасный для навигации участок. Здесь разбилось много судов.

Мирный

Подъём в 4 утра. Пять часов пути на автобусе по дороге для лесовозов — и вот мы в городе Мирном, алмазной столице России. Аж дух захватывает: я здесь? Мне всегда казалось, что добраться сюда — всё равно, что слетать в космос!

И вот она — огромная кимберлитовая трубка «Мир»! Стоило поехать только ради того, чтобы увидеть её. Размеры впечатляют! Город рядом, как все северные города, очень яркий, с разноцветными домами, современный. Есть большой храм, фонтаны, торговые центры. Посетили музей кимберлитов.

Река Ура

День начался с красивейшей зелёной стоянки при впадении Уры в Лену. Высадка на берег через бот. Огромная поляна с разнотравьем, молодой листвой, птичьими гнёздами! Капитанская уха со стопочкой, переход половины длины Лены на 2200­м километре пути, с громким «ура!» и выдачей дипломов. Потом посещение капитанской рубки, просмотр кинофильма об обычаях якутов и о городе Олёкминск, куда мы пришли утром.

Олёкминск

Музей ценен 150 фотографиями старого города, сделанными фотографом Ерофеем Ересько на стеклянных пластинах. В них — история русского купечества. Люди здесь жили зажиточные, товары по каталогам выписывались аж из самого Парижа, и неважно, что получали их через год.

Фраза из музея: «Фотография — это рай, откуда никого невозможно изгнать».

Храм Спаса Нерукотворного построен в 1870 году на яйцах: жители приносили их сюда вёдрами. На набережной — яркий белый памятник, символизирующий реку Лену в виде молодой девушки с рыбками в волосах. Сделан он по рисунку 9­-летней девочки!

За два следующих дня мы посетили природный заповедник Ленские столбы, самое знаковое место на Лене, и Музей деревянного зодчества под открытом небом «Соттинцы». Теперь великая сибирская река Лена мной пройдена!

Якутск

В Якутске мне удалось попасть в «Хранилище якутских сокровищ» и увидеть коллекцию алмазов. Это практически филиал Алмазного фонда в Москве. Потом я поехала за город по природным паркам.

Сначала — ледник Булуус, где бьют чистейшие родники. Зимой они не замерзают, образуя наплывы льда, а летом не успевают растаять. Местные называют их «вечный лёд». Тело ледника остаётся нетронутым уже сотни лет!

Затем приехали на водопад Курулуур. Речка пробила в породе русло, образовались ступени и целый каскад со стенами, сложенными из камней­«блинчиков». Очень необычно!

Завораживающий вид открылся со смотровой площадки парка «Турук Хайа». С высокого берега реки тайга лежит перед вами ровным зелёным ковром, насколько хватает глаз!

Наутро самолёт. Отправляюсь в Саяны! В место, куда «только вертолётом можно долететь»!

Ольга Батищева

Фото автора

Продолжение следует