В 2017­-м году в большинстве платёжных квитанций по квартплате в строке «Итого» появилась коварная пометка «с учётом добровольного страхования». Почему коварная? Потому что страхование в ней хоть и зовётся добровольным, но тщательно маскируется Мос­ОблЕИРЦ под обязательное и подсчитывается так, чтобы невнимательный налогоплательщик «махнул не глядя» лишние 100 рублей. С одной стороны, сильно не пострадал, с другой — полезную услугу на месяц получил. Идиллия на грани? Или за гранью — тут уж каждый решает сам.

Не афера, но оферта

Новомодные западные словечки, входящие в наш лексикон, не так безобидны, как нам кажется. Советский человек ни о каких «офертах» знать не знал и, наверное, не сильно об этом жалел. Юридические справочники определяют «публичную оферту» как предложение о заключении сделки, адресованное неограниченному кругу лиц, в котором изложены существенные условия договора. В данном случае это перечень застрахованного имущества, характер страхового случая, размер страховой суммы и сумма страховки. Из квитанций мы знаем только сумму, и весьма приблизительно — объект страхования (наше жильё). Стоимость относительно невелика — 1 рубль 80 копеек за метр в месяц, но принципиально важно и нужно понимать, кому и за что платить. И что нам за это будет.

Кто страхует?

В нашем районе работает «Международная компания АйАйСи», имеющая двадцатилетний опыт работы на страховом рынке. Форма собственности — общество с ограниченной ответственностью. Уставной капитал фирмы — 156 миллионов рублей (по сравнению с регоператором, отвечающим за вывоз отходов, колоссальные средства, но конкуренты из «Согласия», к примеру, имеют в этой графе 5 миллиардов, «Ингосстрах» — 17,5 миллиардов рублей). Принадлежит группе компаний «Стройпрогресс», которая занимается очень разнообразной деятельностью — от строительства и нефтедобычи до организации отдыха и производства сельхозпродукции. Зарегистрирована материнская фирма в Москве, а корни у неё южноосетинские — президент Александр Джусоев баллотировался в президенты частично­признанной республики, а вице­президент Юрий Морозов занимал должность южноосетинского премьера до начала грузино­осетинского конфликта августа 2008 года.

От чего страхуют?

Полный текст договора можно найти на сайте компании «АйАйСи». Если коротко — от пожара, залива и взрыва. Но не всякого. Если рванула скороварка или забыли выключить утюг — страховых выплат не дождётесь. Взрываться с компенсацией может газ и паровые котлы, установленные управляющей компанией. А если по ошибке на территории Сергиева Посада рванёт боеголовка ракеты «Тополь­М» или вражеский снаряд — страховая компания умоет руки. Случайный выстрел из танка по вашему дому также оставят без внимания. Удар молнии или ущерб в результате «народных волнений или забастовок» (п. 3.6.3 Договора публичной оферты) тоже находится вне зоны ответственности фирмы «АйАйСи». Если вас залил сосед — взыскать со страховой компании ничего не получится, так же как и действия пожарных не входят в состав страховых случаев (они же спасали имущество, а не стремились его уничтожить). Напортачили строители — вопрос к ним. Наступил коллапс отопительной системы и квартира промёрзла и покрылась плесенью — претензии к УК, а не к страховщикам.

Спасай себя сам!

В пункте 6 договора о страховании жилых помещений содержится хитрая пометка, обязывающая страхователя «принять все возможные меры по предотвращению или уменьшению ущерба и по спасанию застрахованной квартиры». Критерии разумной достаточности мер в договоре не определены. Но страховщик взял на себя право уменьшить размер возмещения на сумму ущерба, причинённого застрахованной квартире вследствие того, что страхователь умышленно не принял всех разумных и доступных ему мер для уменьшения последствий при наступлении страхового случая. То есть если у вас с потолка идёт ливень, а вы не подставили тазик, — компенсации за испорченный пол не положено.

Страховая стоимость квадратного метра квартиры по умолчанию устанавливается в размере 18 тысяч рублей. При этом в случае уничтожения квартиры вам будет выплачено лишь 9720 рублей за метр уничтоженной площади — и то не факт. В договоре указана максимальная сумма, часть которой выплатят, если в три дня предоставить пакет документов. В краткой версии оферты — это свидетельство о собственности, паспорт, акт управляющей компании о нанесённом ущербе и квитанция об оплате страховых взносов за текущий месяц. В развёрнутой версии условий больше и они каверзнее: в подразделе 6.3 требуется «сохранить пострадавшую квартиру в том виде, в котором она оказалась после наступления страхового случая до его осмотра Страховщиком, если это не противоречит безопасности, и не влечёт увеличение размера ущерба или если на это получено согласие Страховщика». Формулировку можно трактовать весьма вольно.

И ещё немного о максимуме

За повреждённую внутреннюю отделку в страховых случаях компания «АйАйСи» тоже несёт ответственность. За квадратный метр уничтоженного пола выплатят 648 рублей, стены в комнатах и коридорах — 315 рублей, в кухнях и туалете — 342 рубля, в ванной — 390 (интересно, по какому принципу считают совместный санузел?). Страховой максимум окна — 6867 рублей, двери — 3150, газовой плиты 19278 рублей, сантехники — от 1740 до 5700 рублей, в зависимости от вида… но не спешите раскатывать губу. Речь идёт о максимальной выплате для фешенебельных квартир. Советская хрущёвка с соответствующей планировкой будет оценена соответствующе. О максимальных выплатах в случае беды с жильём этого класса можно даже не заикаться. Другое дело, если бы страховщик пришёл в квартиру и лично оценил качество ремонта и застрахованной техники… но этого в рамках данной оферты не предусмотрено.

Соглашаться или нет?

Актуальных негативных отзывов о страховых невыплатах «АйАйСи» в интернете не обнаружено. Позитивных о выплатах в максимальном объёме, впрочем, тоже. Как бы там ни было, ставить галочку напротив «добровольного страхования» имеет смысл, только изучив все тонкости договора. А без правового ликбеза 100 рублей в месяц рискуют оказаться выкинутыми на ветер.

Сергей Рунько