Причём не в стакане воды, а в целом районе. Люди всё хуже понимают, за что новый мусоровывозящий и мусороперерабатывающий монополист берёт с каждого квадратного метра по 8 рублей 23 копейки вместо старых 4 рублей 99 копеек. Вопросов и нареканий к неудавшейся дочке «РТ­Инвест» просто море. Да не какое-­нибудь умиротворённое, а бушующее, как на картинах Айвазовского, где волны ломают мачты и разбивают о рифы корпуса кораблей.

Оценить градус напряжения собственными глазами и ушами можно было в минувшую субботу в ДК им. Ю. А. Гагарина в ходе встречи населения с лицами, так или иначе ответственными за «мусорную реформу» в Сергиевом Посаде и окрестностях. Мероприятие проходило в формате Единого дня разъяснений по тарифам. Почему единого? Потому что похожие встречи проходили в других районах, где вопросов и претензий не меньше.

В «малом зале» Дворца собрались человек сто, может, сто пятьдесят — шумных много. Есть в жёлтых жилетах по французскому примеру, есть с плакатами против строительства сахаровского полигона. В президиуме традиционная замглавы администрации Оксана Ероханова, отправленные на «заклание» представители регоператора и ЕИРЦ. Там же коммунальная правозащитница Елена Кеопанич, которая занимала на редкость умеренную позицию.

Зал понемногу кипел. Индивидуальные примеры нерадивости поставщика услуг плавно обнажали дыры и прорехи в законодательстве, переводя проблему на глобальный уровень. Власть, гражданское и общество и население после каждого вопроса как будто возвращались в начальную точку, из которой начали движение весной 2018­-го.

Чтобы не быть голословным, один пример тотальной несправедливости, который законодательство сегодня не регулирует никак. С мая по октябрь одна из участниц дискуссии живёт на даче в Тверской области, с ноября по апрель в Сергиевом Посаде в квартире. Платит за вывоз бытовых отходов и там, и тут. А мусорит только в одном месте. Неужели это невозможно отрегулировать? ЕИРЦ настаивает на том, что налогоплательщик должен ежемесячно доказывать, что он не проживает в своей квартире и не сдаёт её втихаря. Граждане недовольны.

Список претензий к регоператору стандартный — «начислили много», «начислили не по праву», «начислили, не оказав услуг», «а давайте вернём, как было» и «давайте всё пересчитаем так, как я сказал, по какой­-то мудрёной схеме». И все эти претензии применительно к частным случаям имели право на жизнь. А те, кто радел за коллективную справедливость, вопрошали «какого лешего нашим мусором доверили заниматься обществу с ограниченной ответственностью с уставным капиталом 10 тысяч рублей, у которой нет ни копейки на собственную инфраструктуру?». Законом не запрещается, но здравый смысл подсказывает, что к делу надо подходить основательнее. Хотя бы в вопросах формы собственности. Слишком уж памятны населению примеры кооперативов и других фирм­однодневок, хозяева которых собирали средства с «лохов» и убегали с ними за рубеж. Не хочется повторять ошибок 1990-­х.

А в целом взаимопонимания между заинтересованными сторонами никакого. Народ жаждет информации и справедливости. С просвещением вроде бы всё ясно — в районной администрации будут «дни открытых дверей», которые анонсировал в послании глава района Михаил Токарев. А вот с поисками «мусорной» справедливости сложнее, у каждого она своя. А если и есть какая общая, то достигается она по формуле, которая не применяется на практике. По крайней мере, пока.

Сергей Рунько

Фото Сергея Семенькова